Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
311
Раздел 6
Переход на равнины Моава
Еще находясь в Кадесе, Моисей посылает послов
к эдомитянам со специальным посланием и
просьбой пропустить израильтян через их страну,
однако получает отказ. Таким образом, израильтяне
вынуждены были двигаться в обход Эдома. {Числа 20:14—21.)
Из Кадеса израильтяне приходят к горе Ор (Хор). Эту
гору традиция идентифицируют с Джебель Неби Харун
(араб. Гора пророка11 Аарона), расположенной в 3,5 км к
северо-западу от Петры. На вершине горы Ор в возрасте
123 лет (см. Числа 33:39) почил Аарон (см. также Числа
33:37—39; Втор. 32:50)72; Моисей, по повелению
Господа, назначает Елеазара, сына Аарона, преемником
последнего на посту первосвященника {Числа 20:22—29).
Израильтяне посылают послов к Сигону
Аморейскому с просьбой разрешить им пройти через его землю.
Ответивший отказом Сигон был разгромлен евреями, а его
страна, включая столицу Есевон (Хешбон), перешла под
власть Израиля. Есевон, вероятно, может быть
локализован в районе современной деревни Хисбан в Иордании,
находящейся приблизительно в 70 км к востоку от
Иерусалима73. {Числа 21:21—32; см. также Втор. 2:26—35, 29:7—8).
ваются, в частности, в: Милгром Дж. Книга Числ. [Экскурс 50.] Магия,
монотеизм и грех Моисея (20:1—13). Пер. А. К. Лявданского II Библейские
исследования. С. 271—289.
71 Ср. Исх. 7:1.
72 Согласно традиции, зафиксированной во Втор. 10:6, Аарон почил и
был погребен в Мосере (вероятно, тождественна Мосероту; Числа 33:30—31).
[Локализация неизвестна.]
73 Впрочем, в ходе нескольких археологических кампаний в Хисбане
так и не были обнаружены предметы времени Исхода; так что данное
отождествление пока не следует рассматривать как окончательное. Не исключена
вероятность того, что исторический Хешбон мог располагаться несколько в
стороне от совр. Хисбана.