Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
296
Глава VI. Числа
Раздел 3
Числа в книге Числ
В гл. 1 и 26 книги Числ содержатся данные двух
переписей израильтян, проведенных с интервалом
приблизительно в сорок лет. Согласно первой
переписи, осуществленной у Синая "в первый <день>
второго месяца, во второй год по выходе" Израиля "из земли
египетской", "было всех, вошедших в исчисление, сынов
Израилевых, по семействам их, от двадцати лет и выше,
годных для войны у Израиля", 603 550 человек (гл.
I)32. [Приведенный в книге Числ ценз может быть
сопоставлен с аналогичными материалами из Мари (XVIII—
XVII вв. до н. э.), где проводились переписи как на
предмет военной службы, так и для распределения земли.
Используемое в Числах 1:3 выражение хэя трэ —
"исчислять воинство" — точно соответствует аккад. sabam paqadu33,
встречающемуся в документах из Мари, что
свидетельствует в пользу когнативного характера данных материалов.]
Основываясь на релевантных свидетельствах,
касающихся других древних народов, общее число израильтян,
вышедших из Египта, может быть исчислено
приблизительно в 2,5—3 млн человек, минимум в 2 млн34.
Приблизительно через сорок лет (через поколение) на
равнинах Моава была произведена еще одна перепись,
давшая число 601 730 человек (гл. 26). Согласно
проведенным переписям, самым многочисленным оказалось
колено Иехуды (Иуды): первый ценз дал цифру 74 600 бое-
32 Ср., однако, И. Нав. 4:13: "Около сорока тысяч вооруженных на
брань перешло пред Господом на равнины иерихонские, чтобы сразиться";
Суд. 5:8: "Виден ли был щит и копье у сорока тысяч Израиля?" (фрагмент
Песни Деворы.)
33 Или Sataru.
34 Обычно число мужчин, годных по возрасту для военной службы,
составляло 20—25% от всего населения.