Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
Раздел 5. Кодекс святости
275
Формы социальной помощи
и благотворительности
Одним из проявлений высокогуманного характера
книг Торы являются разнообразные формы социальной
помощи и благотворительности, нашедшие свое
отражение в предписаниях Кодекса святости и ряде пассажей
Второзакония. Помимо приведенных выше
соответствующих установлений, связанных с Субботним и Юбилейным
годами, упомянем также следующие. Сынам Израиля
заповедуется во время жатвы оставлять край поля несжатым,
не подбирать упавшее во время жатвы, не возвращаться и
не брать забытые на поле снопы; при сборе винограда и
маслин не обирать все ягоды и не подбирать опавшие ягоды.
Все это следует оставлять нищему, вдове и сироте. {Лев.
19:9—10, 23:22, Втор. 24:19—21137.) Во Втор. 14:28—29
и 26:12 предписывается также в конце каждых трех лет
семилетия выделять десятину от всего урожая данного года
для пришельца, сироты и вдовы. В Талмуде (Мишна,
трактат Пеа, passim; Вавилонский Талмуд, трактат Герим, 1,3)
эти формы общественной благотворительности получили
наименования: пхэ, пе'а, т. е. край поля (см. Лев. 19:9,
23:22); upb, лекет, т. е. подбирание колосьев и зерен,
упавших во время жатвы (см. Лев. 19:9, 23:22); ппэю, шихеха,
т. е. забытые на жниве колосья (см. Втор. 24:19); mV?i?,
'олелот, т. е. незрелый виноград, оставшийся неснятым на
виноградных лозах (см. Лев. 19:10, Втор. 24:21); D"is, ne-
рет, т. е. падалица (см. Лев. 19:10); "iuw», ма 'асер, т. е.
десятина (см. Втор. 14:28, 26:12—13)138.
137 См. также книгу Руфи.
138 Подробнее об этом см.: Амусин И. Д. Негражданское население в
иудейском обществе в первой половине I тысячелетия до н. э. // Проблемы
социальных отношений и форм зависимости на Древнем Востоке. М., 1984.
С. 133 ff.