Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
Экскурс
423
этого слова. Во-вторых, оно означает Существо,
неизменное в Своих решениях, и, как следствие, — Существо,
безгранично верное в Своих обещаниях...»17.
Некоторые исследователи усматривают в Имени
YHWH форму каузативной породы hiph'il от глагола hwh/
hyh ("быть") и интерпретируют его как "Тот, Который
производит бытие, существование". Однако следует отметить,
что этот глагол в каузативной породе не встречается в
еврейском языке18.
Имя YHWH возводится также некоторыми
исследователями к корню тл ("падать") в hiph'il и
истолковывается как "Заставляющий падать (дождь и/или молнию)";
интерпретация: "Громовержец"19; либо "Заставляющий
падать (врагов)"20.
Происхождение Яхвизма
Многие исследователи, основываясь на текстах
книги Исх. 3:14 (Элохист) и 6:3 (Священнический кодекс),
содержание которых может быть интерпретировано в том
смысле, что до Моисея евреям не было известно Имя
Господа YHWH, полагают, что именно Моисей явился
основателем нового религиозного учения — Яхвизма21. Сам же
культ и Имя YHWH, как полагают сторонники данной ги-
17 Ср.: LaSor et al Old Testament Survey. P. 135—136.
18 См. также: Childs B. S. The Book of Exodus. Philadelphia, 1974. P.
62 ff.
19 См.: Шифман. Учение. Пятикнижие Моисеево. С. 293.
20 Выдвигается также гипотеза, согласно которой ТЕТРАГРАММАТОН
следует возводить к глаголу тл в значении "дуть", "дышать" (?) и
рассматривать как специальное имя Бога Ветра и бури. Ю. Велльхаузен истолковывает
YHWH как "Шествующий в ветре".
21 См, например: Toorn. Family Religion in Babilonia, Syria and Israel.
P. 281—286 (здесь же можно найти библиографию работ сторонников
данной гипотезы); Callaway J. A. The Settlement in Canaan. The Period of Judges //
Shanks (ed.)9 Ancient Israel. P. 83.