Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
35
Раздел 1
Первоначальная история библейской критики
Прежде всего следует оговориться, что в
библейских штудиях выделяются два вида критики:
критика низкого уровня (lower criticism),
занимающаяся восстановлением первоначального текста
Священного Писания и другими текстологическими
вопросами, проблемами становления канона и т. п.; и критика
высокого уровня (higher criticism), или, в узком смысле,
собственно библейская критика, занимающаяся анализом
литературных, историко-культурных, теологических,
религиозно-философских особенностей отдельных
библейских произведений, формально-тематическими
исследованиями текстов Писания и т. п. Впрочем, на практике
обе "критики", как правило, осуществляются
комбинированно.
Отдельные элементы критики Пятикнижия можно
обнаружить уже в трудах античных авторов, как то:
римского мыслителя-эклектика второй половины II в. н. э.
Цельса, философа-неоплатоника Порфирия (232—304 гг.
н. э.), римского императора Юлиана (331—363 гг. н. э.)1.
До нас дошел ряд цитат из несохранившегося сочинения
проживавшего в Афганистане во второй половине VIII в.
еврейского комментатора библейских книг Хиви хаб-Бал-
ки, пытавшегося, в частности, дать рациональное,
натуралистическое объяснение упоминающимся в
Писании чудесам. Например, возможность перехода евреев
Выдержки из данных произведений можно найти в сборнике: Ра-
нович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные
критики христианства. М., 1990. С. 263—331, 346—391, 396—436. См. также:
Лившиц Г. М. Очерки историографии Библии и раннего христианства. М.,
1970. С. 7—9.
Отдельные соображения Юлиана будут приведены ниже, в гл. III.