Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
Раздел 1. Космогенез. Предыстория человечества (главы 1-11) 125
ем дело с самостоятельными разработками общего
сюжета, восходящего к эпохе прасеверосемитского единства" 103.
Таблица народов. Вавилонское столпотворение
Генеалогии сыновей Ноя Сима (старший сын), Хама
и Иафета, помещенные в 10-й гл. книги Бытия, получили
название Таблицы народов104. В качестве потомков Ноевых
сыновей здесь фигурируют страны, города и народы.
Таблица в ее окончательном виде, по-видимому, была создана
в конце VII—VI вв. до н. э. и отражает пристрастия какой-
то политической группы в Иудейском царстве того
времени105. К сынам Сима (Шема)106 в Таблице причислены
народы и государства, в тот момент дружественные Иудее,
например Элам, город Ашшур (который в отличие от
ассирийских же городов Ниневии и Кальху, попавших в число
"сыновей Хама", выступал в VIII—VII вв. до н. э. против
завоевательной политики ассирийских царей), Лидия,
103 Шифман. Учение. Пятикнижие Моисеево. С. 27. Отметим, что ска-
1лния о великом потопе имеются у самых различных народов мира. (Соответ-
<-1нующий материал собран в книге: Фрэзер. Фольклор в Ветхом Завете.
<' 63—159.) Например, многие античные авторы сообщают о потопе, от
которою спаслись сын Прометея Девкалион и его жена Пирра, дочь Эпимитея и
М.шдоры, первой женщины, сотворенной богами. Согласно т. н. Паросской
чронике (мраморная доска, обнаруженная в 1627 г. на острове Парос и содер-
'ii.иная краткую хронологию политической и литературной истории эллинов),
ипгоп при Девкалионе произошел за 1265 лет до времени составления данно-
■ •» документа. Так как хроника была составлена в 265 г. до н.э., время потопа
надает на 1530 г. до н. э.
104 Нижеследующие материалы, касающиеся Таблицы народов, осно-
пмнаются на исследованиях И. М. Дьяконова "Праотец Адам", "Переселе-
nni* чаречных племен ('ибрим)" (История древнего Востока. Ч. 2. М., 1988.
* .}.69 ff.) и «Переселение "заречных племен" и "народов моря"» (История
чм'ннего мира. Ч. 1. [Ранняя древность], 3-е изд., М., 1989. С. 249 ff.).
105 Ср. Шифман. Учение. Пятикнижие Моисеево. С. 273: "Таблица на-
1'«|щж (ст. 1—32) соответствует классификации народов (их родословной),
принятой в иудейско-израильском обществе, а возможно, и повсеместно в сиро-
н.нц-стинском регионе в первой половине I тысячелетия до н. э."
106 От этого имени происходит термин "семиты".