Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
197
Раздел 4
Пасха. Исход Израиля из Египта
1
Непосредственно перед Исходом евреев из Египта
Господь устанавливает навечно празднование Пасхи
(nDD; Лесах) (Исх., гл. 12). Для пасхальной
трапезы следует взять однолетнего агнца мужского пола без
порока от овец или коз и заколоть к концу четырнадцатого
дня первого месяца80. "И пусть возьмут от крови <его> и
помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в
домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию
самую ночь81, испеченное на огне; с пресным хлебом и с
горькими <травами>82 пусть съедят его" (Исх. 12:7—8). Далее
Господь заповедует: «Ешьте же его так: пусть будут чресла
наши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши
к руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха
Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле египетской,
и поражу всякого первенца в земле египетской, от человека
до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд83.
Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы
находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо (TinoDi; курсив
наш. — И. Т.) вас, и не будет между вами язвы
губительной, когда буду поражать землю египетскую84. И да бу-
80 Месяц колошения (авив) древнего (солнечного) календаря. После
Навилонского плена, когда евреи начали пользоваться лунным
(лунно-солнечным) календарем, этому месяцу стал соответствовать нисан (март-апрель).
| Первым же месяцем становится тишри (сентябрь-октябрь), соответствующий
месяцу этаним календаря допленной эпохи.]
81 Т. е. в начале 15-го дня. [Напомним, что сутки у евреев начинались
* вечера.]
82 Напоминание о горечи Египетского рабства.
Септуагинта: 7iiKpi6eq.
83 См. также Числа 33:4.
84 См. также Исх. 12:27.