Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
236
Глава V. Левит
Раздел 2
Основные жертвоприношения
в древнеизраильском культе
Книга Левита открывается экспозицией основных
законов и установлений, возвещенных Господом
Моисею из Скинии собрания (1:1) и на Синае
(7:37—38) и регулирующих процесс подготовки и
осуществления основных древнеизраильских культовых
(жертвоприношений. Таковых здесь выделяется пять.
1) Жертва всесожжения (Лев. 1:3—17, 6:1—6 [8—
13]). Данное русское наименование восходит к
интерпретации Септуагинты, отражающей процедуру обряда:
6А,ока6та)|ш, тою. Вульгата: holocaustum, т. е. жертва, при
которой сжигается все жертвенное животное.
Оригинальное еврейское наименование данной жертвы — rftiv, 'ола
(от глагола nVv — "восходить", "подниматься") — может
быть переведено как "восходящая", "жертва возношения".
Она приносится во искупление непреднамеренно
совершенного греха (грех не конкретизируется). Приносятся в
жертву особи мужского пола из крупного и мелкого скота
или две птицы (горлицы или молодые голуби). Жертва
сжигается целиком, за исключением крови и шкуры24; в
случае с птицами — за исключением зоба и перьев.
Приносящий ее возлагает руку на голову жертвы25,
умерщвляет ее, снимает шкуру (кожу) и рассекает на части;
священники принимают жертву, окропляют ее кровью жертвенник
[алтарь] (кровь птиц, также предварительно
умерщвляемых, выцеживается к стене жертвенника) и кладут на огонь
24 Она достается священнику (Лев. 7:8).
25 Если жертва приносилась от всего общества, то возлагали руки
старейшины (Лев. 4:15).
Согласно теории satisfactio vicaria, руковозложение-самшга
символизировало перенесение грехов на жертвенное животное.