Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
252
Глава V. Левит
Раздел 4
День искупления
Гл. 16-я Левита, которую по традиции читают в
Йом-хаккиппурим (День искупления) в синагоге,
является одним из центральных и наиболее
известных разделов всей книги. (См. также Лев. 23:26—32, 25:9;
Числа 29:7—И). Глава целиком посвящена
Йом-хаккиппурим (опм(л) DV (День искупления [покрытия (sc. грехов),
умиротворения, умилостивления, всепрощения; очищения
(sc. от грехов; Лев. 16:30)]; данное наименование
встречается в Лев. 23:27—28 и 25:9; Септуагинта: гщёра
ё£г|А,ао|1о6; Вульгата: dies expiationum; в раввинистической
литературе этот священный день обычно обозначается как
кат (Йома), т. е. День par excellence, или кт kbv (Йома
рабба\ Великий день; один из трактатов второго раздела
(седера) Мишны ("Моэд"), посвященный постановлениям
о Дне искупления, так и называется — "Йома"70). День
искупления приходится на десятый день седьмого
месяца (этаним)11 (Лев. 16:29, 23:2772, 25:9; Числа 29:7). В этот
день созывается священное собрание. В Йом-хаккиппурим
следует полностью воздерживаться от какой бы то ни было
работы; это — Суббота суббот [покоя] (pnau; rnw; Лев.
16:31, 23:32), когда следует смирять (постом) [73гш?; Лев.
16:29, 31, 23:27, 32; Числ. 29:7] свои души (ггмэз; термин
70 К данному мишнаитскому трактату есть Гемара в Иерусалимском и
Вавилонском Талмудах.
71 По иудаистскому лунному календарю, месяц тишри
(сентябрь—октябрь).
72 В данном тексте предписывается "смирять душу" и "соблюдать
покой" с вечера 9-го дня до вечера 10-го дня.
73 Отсюда позднее термин лчул, пост; "Та'аннит" — название
трактата из второго раздела Мишны [есть Гемара в Иерусалимском и Вавилонском
Талмудах].