Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
Раздел 5. Кодекс святости
259
представляется крайне маловероятным, чтобы под
термином Vum? (см. выше, разд. 4) подразумевалось некое коз-
лообразное существо, к которому посылался козел
отпущения.
В Прологе Кодекса святости содержатся также
запрещения на употребление крови и поедание мертвечины и
звероядины (см. разд. 3).
В 18-й гл. содержатся сексуальные и брачные
запреты. Общее правило, зафиксированное в Лев, 18:6, гласит:
"Никто ни к кому, кто плоть от плоти его, не
приближайтесь, чтобы открыть наготу"87. Перечисление близких
кровных родственников, с которыми запрещены половые
отношения, показывает, что при установлении
родственных связей учитывались родственники как по отцовской,
так и по материнской линиям. Запрещены мужеложство88
и скотоложство. Все эти запреты имели целью отделить
святое общество Израиля от язычников (египтян и ханаа-
неев\ Лев. 18:3, 24—25), которые практиковали данные
половые отношения.
Левит 19
Гл. 19-я книги Левита, смоделированная по типу
Декалога, представляется одним из наиболее выразительных
и влиятельных библейских текстов: "...Бойтесь каждый
матери своей и отца своего89, и Субботы Мои храните90. Я
которые евреи и могли заимствовать подобные верования. (Согласно тексту
Исх. 12:38, среди вышедших из Египта были и жители этой страны.)
Основатель Северного царства Иеровоам I (931—920 гг. до н. э.),
скрывавшийся долгое время от царя Соломона в Египте и женатый на египтянке,
попытался возродить в Израиле культ тельца и поклонение "косматым"
(вп'ЗпЛ) [2Хр. (2 Пар.) 11:15].
87 "Открыть наготу" — эвфемизм для обозначения коитуса.
88 Свидетельства о сакральной педерастии, практиковавшейся в
языческих храмах, сохранились, например, в финикийских надписях.
89 Ср. Исх. 20:12; Втор. 5:16.
90 Ср. Исх. 20:8—11; Втор. 5:12—15.