Введение в пятикнижие

Тантлевский И.Р. Введение в пятикнижие. - Москва, 2000

Книга доктора философских наук, профессора философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директора Международного центра библеистики и гебраистики при философском факультете СПбГУ И.Р. Тантлевского «Введение в Пятикнижие», написанная по преимуществу как учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, является первым на русском языке научным Введением в первую часть Священного Писания, краеугольный камень Еврейской Библии. Читатель знакомится с древнейшими рукописями и переводами Пятикнижия, историей его исследования и эволюцией методологических подходов. Автор выявляет историко-культурный фон и литературный горизонт повествований Моисеева Учения, анализирует центральные теологические и религиозно-философские воззрения Торы, законодательные тексты. Учтены основные данные археологических раскопок в библейских странах. В работе представлены также собственные суждения и идеи автора по ряду ключевых религиозно-теологических и исторических аспектов Пятикнижия: космогенезу, антропогенезу, возникновению монотеистической религии Яхвизма и становлению монотеизма в целом, пребыванию Израиля в Египте, Исходу, представлениям о потустороннем мире, бессмертии души, воздаянии, полемике с культом предков и другим проблемам. Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами библеистики и гебраистики, сравнительным религиоведением, историей религии и мировой культуры, философией, историей и литературой Древнего Востока.

2000

Содержание

Предисловие

Глава I. Канонизация Пятикнижия. Древнейшие рукописи и переводы Пятикнижия

Глава II. История и методы библейской критики. Основные гипотезы происхождения текста Пятикнижия

Глава III. Бытие

Глава IV. Исход

Глава V. Левит

Глава VI. Числа

Глава VII. Второзаконие

Вместо заключения. Особенности мировоззрения древних евреев и литературно-художественное своеобразие Пятикнижия

Тетраграмматон (экскурс) Произношение и значение

Происхождение Яхвизма

Сокращенные наименования библейских и апокрифических книг

Предметный указатель

Избранная библиография по Пятикнижию и релевантным древнеизраильским религиозным воззрениям

Summary

OCR
Раздел 2. Эпоха патриархов (главы 11:27—50:26)
149
ГИКСОСЫ В ЕГИПТЕ
Господь-YHWH и гиксосский Ваал-Сетх
1
Абсолютное большинство исследователей полагают,
что карьера Иосифа при египетском дворе и поселение
евреев в Египте произошли в период господства там гиксо-
сов (ок. 1700 — ок. 1542 гг. до н. э.)155. Дело в том, что с
начала так называемого II Переходного периода в Египте
(ок. 1786 г. до н. э.) резко интенсифицируется
проникновение из Палестины в Дельту вооруженных западносемит-
ских племенных скотоводческих групп, прежде всего амо-
рейско-сутийского происхождения156. Они, или точнее их
нерхушка, получают наименование "гиксосы" (греч.
передача египетского названия, звучавшего в условном
"школьном" чтении как хека хасут)157. Иосиф Флавий
интерпретирует это наименование как "цари-пастухи", а
египетскому жрецу Манефону, создавшему в первой по-
иовине III в. до н. э. "Историю Египта" на греческом
языке, иудейский историк приписывает истолкование
обозначения "гиксосы" как "пленные пастухи"158 (Против
i пиона. О древности иудейского народа, I, 14). На самом
155 О гиксосах см., например: Van Seters J. A. The Hyksos: A New
Investigation. New Haven, 1966; Redford D. B. The Hyksos Invation in History
.md Tradition // Orientalia 39 (1970). P. 1— 51; Hayes W. C. Egypt from the Death
«•I Ammenemes III to Seqenenre II // Cambridge Ancient History. Ed. by
/ A'. Edwards. Cambridge, 1984. Vol. 2, pt. 1. 54—64.
156 Согласно Манефону в версии христианского историка III в. н. э.
< гкета Юлия Африкана, шесть фараонов XV династии были финикийского
происхождения.
157 Сутии появлялись в Египте и значительно раньше. Например, на
пмменитой настенной фреске в гробнице Хнум-хотепа в Бени-Хасане (ок.
I Х'Н) г. до н. э.) изображен приходящий в Египет караван с различными
товарами и оружием. В сопроводительной надписи указывается, что это аморейс-
• им караван, который пришел из страны Шуту, т. е. сутиев. Во главе каравана
• и»ял некий Авишар, названный hq3 h3st, т. е. "гиксосом".
158 Манефон был настроен крайне антиеврейски; в русле египетской
■ Силиции он также всячески третировал гиксосов.