Макарий Египетский (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Собрание I

Дунаев А. Г., Дэпрэ В. Макарий Египетский (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Собрание I. — Москва; Афон, 2015. — 1143 с.

2015

Содержание

Суперобложка

Обложка

Фронтиспис

Содержание

Введение

Сокращения

Книга первая. А.Г. Дунаев. Предисловие к русскому переводу слов и посланий макариевского корпуса первого типа

Раздел I. Две проблемы Макариевского корпуса

Введение

Часть первая. Автор

Часть вторая. Мессалианство

Заключение

Раздел II. Об издании русского перевода Макариевского корпуса первого типа

Раздел III. Библиографические приложения

Книга вторая. Преподобный Макарий Египетский (Симеон Месопотамский) Духовные Слова и Послания. Собрание типа I (Vatic. Graec. 694)

Условные обозначения

Слово 1. Великое и весьма полезное послание

Слово 2. О добродетелях и пороках, бывающих с согласия человека, о древе жизни и познания добра и зла и о медном змие

Слово 3. О блаженствах и о том, что нужно всегда трезвиться и не быть небрежным

Слово 4. О внешнем подвижничестве и о том, какой благой образ жизни есть высший и первый

Слово 5. О внешнем подвижничестве, смиренномудрии и различении сновидений

Слово 6. О скверных помыслах, как действуют они в сердце

Слово 7. О свободной воле, о необходимости трудиться и возделывать сердечную землю и о том, что человек — некий великий и честной сосуд у Бога

Слово 8. Нельзя быть беспечным вплоть до последнего дня

Слово 9. Изъяснение видения пророка Иезекииля

Слово 10. О духовном жемчуге

Слово 11. О том, что закон имел тень будущих благ, а не самый образ вещей

Слово 12. О духовной ризе и исцелении души

Слово 13. О духовном сокровище и о различных действиях благодати

Слово 14. Прекрасные примеры того, чему подобна душа христиан, и повествование о живущих в огне животных

Слово 15. О необходимости отрекшемуся от всего ради любви ко Христу презирать преходящее

Слово 16. Даже находящиеся под действием благодати падают, если не смиренномудрствуют

Слово 17. О двух видах откровения — божественном свете и разумении Писаний, об уповании на Бога и о том, что нельзя отчаиваться

Слово 18. О том, что верные испытываются многими скорбями, о воскресении и о словах «по образу», сказанных при сотворении человека

Слово 19. Должно доблестно переносить всевозможные искушения, в которых мы совершенствуемся

Слово 20. Еще о терпении, скорбях и каким должен быть учащий

Слово 21. Сколь великих и каковых тайн удостаивается душа, через смирение имеющая общение со Христом

Слово 22. Об отпавшей и приходящей к покаянию душе и иносказание о блудном сыне

Слово 23. Душа, не питающаяся духовными яствами, отпадает от жизни и огорчает Христа

Слово 24. О том, как следует понимать духовно все Писание для пользы нашей души, ради которой все было написано, и ничего плотского или иудейского не мыслить

Слово 25. Душа, если не трезвится после крещения, впадает в худшие страсти

Слово 26. Напоминание о невидимом Слове Божием

Слово 27. Все видимое является образом невидимого мiра Божества

Слово 28. Каковы более великие дела, которые Отец дает творить Сыну

Слово 29. О чистой и неблуждающей молитве, и скольких благ сподобляется достойная душа, а скольких зол — не таковая

Слово 30. Монах должен все дела свои исполнять в надежде на будущие блага

Слово 31. Каждый из нас даст ответ на суде, насколько познал он веру и любовь, и о смиренномудрии

Слово 32. Какими тела воскресают и о том, что божественная благодать и вражеская сила побуждают, но не принуждают

Слово 33. Христианин должен незаметно совершать добродетель со многим смирением

Слово 34. Без попущения Божиего диавол ни над кем не имеет власти, и об изменчивости души по ее произволению

Слово 35. Чистая душа, по возможному ей, видит Бога, а не такая — во тьме ходит

Слово 36. О рае и духовном законе

Слово 37. О том, что причастность благодати соразмерна вере и что рукописанием Адама было преслушание

Слово 38. О праведности Божией и что не нужно что-либо говорить или делать без молитвы и памятования Бога

Слово 39. Следует и тайно исповедоваться Богу с чистой совестью и смиренномудрием

Слово 40. Письмо о том, что порочные страсти не природны

Слово 41. О совершенном на Бога уповании и прибежище и о терпении искушений

Слово 42. Сила вражия не может осилить нас без нашего произволения

Слово 43. О совершенном в крещении усыновлении во Христе и чистой любви

Слово 44. Толкование на слова «никто не благ, как только один Бог», и что означает «свет истинный» и «во тьме светит»

Слово 45. О степенях совершенства, и почему разрушаются тела святых, и о постепенном преуспеянии человека

Слово 46. Об общении с Богом умных сущностей и о надежде на Бога

Слово 47. Подвизающийся всегда должен иметь страх из-за удобоизменяемости естества

Слово 48. Истинный христианин должен все презирать ради любви к Богу и веры, дабы еще здесь стать причастным некоей части оной славы

Слово 49. О том, что подвижник должен тщательно благоустроять себя с трезвением и рассудительностью и ничего не предпочитать Божией любви, и о покаянии

Слово 50. Скольких и каковых благ удостаивается душа, таинственно приобщающаяся Христу, и кому должно иметь оружие

Слово 51. Коликое преуспеяние и смиренномудрие стяжали души святых и коликое заблуждение — не таковые

Слово 52. Устроение видимой святой Церкви есть образ незримой и освятившейся души

Слово 53. Зло не вредит приявшему в сердце небесный огонь, и о свободе души

Слово 54. О необходимости вслед за телесными заповедями исполнять и духовные и о потребности в большом трезвении

Слово 55. О том, что приходящие скорби и искушения бывают нам на пользу, и о необходимости терпения

Слово 56. Мы даже вопреки желанию должны понуждать себя не только к молитве, но и ко всем заповедям

Слово 57. Душе, поистине любящей Бога, ни послабление не вредит, ни скорбь, а не таковой вредит и то, и другое

Слово 58. Об осиянии, бываемом в достойных душах от Святого Духа

Слово 59. Истинно отрекшемуся от мiра Господь тайно помогает и просвещает его, а не таковой пребывает во мраке

Слово 60. О необходимости не отчаиваться и всему предпочитать грядущее Царствие

Слово 61. О домостроительстве пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа

Слово 62. О безмолвии

Слово 63. О том, что мы должны стараться достичь причастия Святого Духа, и весьма дивные слова об общении в нетленном браке

Слово 64. О совершенной душе и обличение лицемерно уповающих только на телесную аскезу

Комментарии к словам 1–64

Livre III. Vincent Desprez, OSB. Trois témoins partiels indirects, quatre florilèges, citations byzantines de la Collection I du Corpus Macarianum

Приложения

Справочные материалы

Иллюстрации

Суперобложка

OCR
$ ) " 1* 5 3 &ϔ

- " 4&$ 5 *0/  . "$ " 3 * & / / &  %6  ' - 03 * - °(&
%&. " 3$ ) * ­ 30.0* / &
7"5 *$ " / 64  $) *4* " / 64 (3 " &$64 Ϗϔю3 7 ϐϐя ' 'ώϑћϏ ϓ 7
4PNNBJSFþø.BOVTDSJU‡þù*EFOUJêDBUJPO EFT
FYUSBJUT‡þú*OEFYSÊDBQJUVMBUJGQBS$PMMFDUJPOT‡
þû -JFVY WBSJBOUT EJTDSJNJOBOUT QPVS MB $PMMFD
UJPO*‡þü#JMBODSJUJRVF
$FëPSJMÍHFEF.BSDIJÊSPNPJOF DPNQJMÊFOUSF
øùüĀFUøùýþ BÊUÊEÊDSJUQBS.BSDFM3JDIBSEì%BOT
TPODBUBMPHVF 1'SBODIJEF$BWBMJFSJíJEFOUJêF MFT
FYUSBJUTNBDBSJFOTEVëPSJMÍHF OPUBNNFOUQBSSBQ
QPSU BVY 0QVTDVMFT **m7** øü÷ ,ÊQIBMBJB  $FT
JEFOUJêDBUJPOT TPOU JOTVēTBOUFT DBS MFT FYUSBJUT QSP
WJFOOFOUEFT$PMMFDUJPOT* TVSUPVU FU**
ϔ ώ  - &  . " / 64 $ 3 * 5
-F 7BUJDBO $IJHJ HS ùþ 37úú  T ıĢĢĢ  FTU ÊDSJU Æ
QMFJOF QBHF -B TFDUJPO NBDBSJFOOF QSJODJQBMF
Ē øûWmùýW FTU EVF Æ EFVY NBJOT RVJ BMUFSOFOU BVY
Ē øý M øþ FU ù÷ M øú &O HÊOÊSBM úùmúû M Æ MB QBHF 
Gùý û÷MGùýW úþM/PUFTNBSHJOBMFT
*M DPNQSFOE EFT FYUSBJUT EF MB $PMMFDUJPO *  RVJ
BWFD EFT WBSJBOUFT QSPQSFT  TPOU FO SFMBUJPO BWFD
MF7BUJDBOHSýĀû # QBSMBQSFNJÍSFNBJO FUTVS
M"UIÍOFT  #O(  HS ûùú C  WPJSF MF 7BUJDBO HS þø÷
" QBSMBTFDPOEFNBJO BVNPJOTKVTRVBVGùúW 
FU EF MB $PMMFDUJPO ** BWFD TPO BQQFOEJDF )"  RVJ
FTU QSPDIF EV .PTLWB  (*.  4JOPEHS úù÷ 7MBEJ
NJSøþþ -FQSPCBCMFDIBOHFNFOUEFNPEÍMFQPVS
MB$PMMFDUJPO*TFNCMFEPODVOGBJUDVSJFVY JOUÊSFT
TBOU MF SBQQPSU FOUSF MF 7BU HS ýĀû FU M"UIFO HS
ûùúFUNPOUSBOUMFVSQSPYJNJUÊÆVOFDFSUBJOFÊQP
RVFVOFFYQMJDBUJPOTJNQMFTFSBJURVFMFTEFVYNB
OVTDSJUT ÊUBJFOU EBOT EFVY NPOBTUÍSFT EF MB 4BJO
UF.POUBHOF PÜ.BSDFUPVTFTTDSJCFTPOUUSBWBJMMÊ
TVDDFTTJWFNFOU
– 3JDIBSE ðøõó  ôïõoôïö ‰ %BQSÒT . 3JDIBSE  JM
GBVESBJU WÏSJmFS MFT SFMBUJPOT EF DF nPSJMÒHF BWFD MF 'MPSJ
MFHJVN QBUSJTUJDVN TFDVOEVN BMQIBCFUJ MJUUFSBT EJTQPTJUVN
DPOOV QBS USPJT UÏNPJOT EV ĩĚħF T "UIÒOFT  #O(  HS
òñ÷  ñoøð +ÏSVTBMFN  4BJOU 4ÏQVMDSF ðöð  ó÷Woðñ÷W 3P
NF  7BMMJD (S õö & ñð  ðoðñò  RVJ DPOUJFOU ÏHBMFNFOU

ÿúû

"WFDVOFCFMMFÊSVEJUJPO MFDPNQJMBUFVSTVJUQMV
TJFVST BVUFVST BODJFOT Æ MB GPJT JM QBTTF QBSGPJT EF
MVO Æ MBVUSF TBOT BWFSUJS BJOTJ  G ùù  JM SFNQMBDF
DFSUBJOT DPNNFOUBJSFT EF *  ú  ù TVS MFT #ÊBUJUVEFT
QBS EFT FYUSBJUT EF MB ùÒNF $BUÊDIÍTF EF 4ZNÊPO MF
/PVWFBVѮÊPMPHJFO‡FUEVOFQJÍDFRVFKFOBJQBT
JEFOUJêÊF
$F ëPSJMÍHF TFNCMF TBOT DPSSFTQPOEBODF BWFD
MF %F DVTUPEJB DPSEJT 0QVTDVMF *  OJ  EBQSÍT OP
USF BOBMZTF FO DPVST  BWFD MB DPMMFDUJPO UIÊNBUJ
RVF EV 1BSJT HS Āøü j$PMMFDUJPONPTBÐRVFv  OJ
BWFD MF %F QMBDFOEP %FP FO ûü DIBQJUSFT ‡ DF RVJ
BQSÍT UPVU FTU OPSNBM  QVJTRVF DFT EFSOJFST TPOU
QSPQSFT Æ .BDBJSF  BMPST RVF DFMVJ EF .BSD HSPV
QF QMVTJFVST BVUFVST RVJM TFNCMF BWPJS EÊQPVJMMÊT
MVJNËNF
-FTQSJODJQBVYFYUSBJUTEV1T.BDBJSFBQQBSBJT
TFOU Æ DIFWBM TVS MB TFDUJPO ʈʦ FU MB TFDUJPO ʉʦ SF
OPODFNFOU ÊWBOHÊMJRVF Æ TPJNËNF  *MT DPOTUJ
UVFOUMFTDIBQJUSFTü÷ üû FOQBSUJF üüFUüýîEVëP
SJMÍHF-FUIÍNFEVSFOPODFNFOUFTUJOUÊHSÊEBOTMF
DPSQTEVUFYUFTPVTGPSNFEFDIFWJMMFTSÊEBDUJPOOFM
MFT ʾʒʎʈʓ˵ʥ˂ʓʔʊw PVEFSFNBOJFNFOUTEFYUSBJUT
NBDBSJFOT-BNBJOEFTĒ øûWmøýFUù÷mùýTVSUPVU
SÊDSJUTFTFYUSBJUT
2VBOUBVDFOUPOEV$.BVGø÷ûW POMFUSBOTDSJU
TJNQMFNFOUFOJEFOUJêBOU MFT QBTTBHFTTPVSDFT
ϔ Ϗ * %& / 5 * ' *$ "5 *0/ %& 4& 9 5 3 " * 5 4
-FTFYUSBJUTQSPWJFOOFOUEFT$PMMFDUJPOT*FU**
* ø (EF-FUUSF ùmü þ øùmøþ ùù ùþ ùĀ úùmúü úÿ 
úĀ û÷mûù ûü ûþ ûÿ ü÷ üü üý üÿ üĀ ýømýû
** ù ý ú÷ )"üú
EFT FYUSBJUT EF .BDBJSF ‰ 7PJS BVTTJ #FDL ðøôø  õøñ T
¤'SBODIJEF$BWBMJFSJðøñö óóoõðMFTSÏGÏSFODFTNBDB
SJFOOFTTPOUË.JHOF 1(òó MB$PMMFDUJPO*ÏUBOUBMPSTJHOP
SÏF
©4FVMMʆEFʍʆʥFTUWJTJCMFEBOTMBNBSHFEFHBVDIFEVG
ðõWʍʩʥFTUCJFOMJTJCMFFOIBVUEVGðø