Макарий Египетский (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Собрание I

Дунаев А. Г., Дэпрэ В. Макарий Египетский (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Собрание I. — Москва; Афон, 2015. — 1143 с.

2015

Содержание

Суперобложка

Обложка

Фронтиспис

Содержание

Введение

Сокращения

Книга первая. А.Г. Дунаев. Предисловие к русскому переводу слов и посланий макариевского корпуса первого типа

Раздел I. Две проблемы Макариевского корпуса

Введение

Часть первая. Автор

Часть вторая. Мессалианство

Заключение

Раздел II. Об издании русского перевода Макариевского корпуса первого типа

Раздел III. Библиографические приложения

Книга вторая. Преподобный Макарий Египетский (Симеон Месопотамский) Духовные Слова и Послания. Собрание типа I (Vatic. Graec. 694)

Условные обозначения

Слово 1. Великое и весьма полезное послание

Слово 2. О добродетелях и пороках, бывающих с согласия человека, о древе жизни и познания добра и зла и о медном змие

Слово 3. О блаженствах и о том, что нужно всегда трезвиться и не быть небрежным

Слово 4. О внешнем подвижничестве и о том, какой благой образ жизни есть высший и первый

Слово 5. О внешнем подвижничестве, смиренномудрии и различении сновидений

Слово 6. О скверных помыслах, как действуют они в сердце

Слово 7. О свободной воле, о необходимости трудиться и возделывать сердечную землю и о том, что человек — некий великий и честной сосуд у Бога

Слово 8. Нельзя быть беспечным вплоть до последнего дня

Слово 9. Изъяснение видения пророка Иезекииля

Слово 10. О духовном жемчуге

Слово 11. О том, что закон имел тень будущих благ, а не самый образ вещей

Слово 12. О духовной ризе и исцелении души

Слово 13. О духовном сокровище и о различных действиях благодати

Слово 14. Прекрасные примеры того, чему подобна душа христиан, и повествование о живущих в огне животных

Слово 15. О необходимости отрекшемуся от всего ради любви ко Христу презирать преходящее

Слово 16. Даже находящиеся под действием благодати падают, если не смиренномудрствуют

Слово 17. О двух видах откровения — божественном свете и разумении Писаний, об уповании на Бога и о том, что нельзя отчаиваться

Слово 18. О том, что верные испытываются многими скорбями, о воскресении и о словах «по образу», сказанных при сотворении человека

Слово 19. Должно доблестно переносить всевозможные искушения, в которых мы совершенствуемся

Слово 20. Еще о терпении, скорбях и каким должен быть учащий

Слово 21. Сколь великих и каковых тайн удостаивается душа, через смирение имеющая общение со Христом

Слово 22. Об отпавшей и приходящей к покаянию душе и иносказание о блудном сыне

Слово 23. Душа, не питающаяся духовными яствами, отпадает от жизни и огорчает Христа

Слово 24. О том, как следует понимать духовно все Писание для пользы нашей души, ради которой все было написано, и ничего плотского или иудейского не мыслить

Слово 25. Душа, если не трезвится после крещения, впадает в худшие страсти

Слово 26. Напоминание о невидимом Слове Божием

Слово 27. Все видимое является образом невидимого мiра Божества

Слово 28. Каковы более великие дела, которые Отец дает творить Сыну

Слово 29. О чистой и неблуждающей молитве, и скольких благ сподобляется достойная душа, а скольких зол — не таковая

Слово 30. Монах должен все дела свои исполнять в надежде на будущие блага

Слово 31. Каждый из нас даст ответ на суде, насколько познал он веру и любовь, и о смиренномудрии

Слово 32. Какими тела воскресают и о том, что божественная благодать и вражеская сила побуждают, но не принуждают

Слово 33. Христианин должен незаметно совершать добродетель со многим смирением

Слово 34. Без попущения Божиего диавол ни над кем не имеет власти, и об изменчивости души по ее произволению

Слово 35. Чистая душа, по возможному ей, видит Бога, а не такая — во тьме ходит

Слово 36. О рае и духовном законе

Слово 37. О том, что причастность благодати соразмерна вере и что рукописанием Адама было преслушание

Слово 38. О праведности Божией и что не нужно что-либо говорить или делать без молитвы и памятования Бога

Слово 39. Следует и тайно исповедоваться Богу с чистой совестью и смиренномудрием

Слово 40. Письмо о том, что порочные страсти не природны

Слово 41. О совершенном на Бога уповании и прибежище и о терпении искушений

Слово 42. Сила вражия не может осилить нас без нашего произволения

Слово 43. О совершенном в крещении усыновлении во Христе и чистой любви

Слово 44. Толкование на слова «никто не благ, как только один Бог», и что означает «свет истинный» и «во тьме светит»

Слово 45. О степенях совершенства, и почему разрушаются тела святых, и о постепенном преуспеянии человека

Слово 46. Об общении с Богом умных сущностей и о надежде на Бога

Слово 47. Подвизающийся всегда должен иметь страх из-за удобоизменяемости естества

Слово 48. Истинный христианин должен все презирать ради любви к Богу и веры, дабы еще здесь стать причастным некоей части оной славы

Слово 49. О том, что подвижник должен тщательно благоустроять себя с трезвением и рассудительностью и ничего не предпочитать Божией любви, и о покаянии

Слово 50. Скольких и каковых благ удостаивается душа, таинственно приобщающаяся Христу, и кому должно иметь оружие

Слово 51. Коликое преуспеяние и смиренномудрие стяжали души святых и коликое заблуждение — не таковые

Слово 52. Устроение видимой святой Церкви есть образ незримой и освятившейся души

Слово 53. Зло не вредит приявшему в сердце небесный огонь, и о свободе души

Слово 54. О необходимости вслед за телесными заповедями исполнять и духовные и о потребности в большом трезвении

Слово 55. О том, что приходящие скорби и искушения бывают нам на пользу, и о необходимости терпения

Слово 56. Мы даже вопреки желанию должны понуждать себя не только к молитве, но и ко всем заповедям

Слово 57. Душе, поистине любящей Бога, ни послабление не вредит, ни скорбь, а не таковой вредит и то, и другое

Слово 58. Об осиянии, бываемом в достойных душах от Святого Духа

Слово 59. Истинно отрекшемуся от мiра Господь тайно помогает и просвещает его, а не таковой пребывает во мраке

Слово 60. О необходимости не отчаиваться и всему предпочитать грядущее Царствие

Слово 61. О домостроительстве пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа

Слово 62. О безмолвии

Слово 63. О том, что мы должны стараться достичь причастия Святого Духа, и весьма дивные слова об общении в нетленном браке

Слово 64. О совершенной душе и обличение лицемерно уповающих только на телесную аскезу

Комментарии к словам 1–64

Livre III. Vincent Desprez, OSB. Trois témoins partiels indirects, quatre florilèges, citations byzantines de la Collection I du Corpus Macarianum

Приложения

Справочные материалы

Иллюстрации

Суперобложка

OCR
$ ) " 1* 5 3 &Ϗ

6 / ' 3 "(. & / 5 1" - * . 14& 45 &  ю" / 5 ­ 3 * &6 3  ©  ϔύϕя
%& - " (3 " / %&  - &5 5 3 &%614&6 % 0 њ. "$ " * 3 &
Ϗ  ώ 4 5 36$ 5 6 3 &%6ώϕ Ò N F
& 5%& 3 / * & 3$ " ) * & 3

­EJUJPOEJQMPNBUJRVFEV4JOBJUJDVTTZSJBDVTú÷ UFY
UFJOGÊSJFVS Ē øþýS øþýW øÿùS øÿøW øÿøS øþùW øþùSW
øþøW øþøS øþþS øþþW
4FWFS 7PJDV B CSJMMBNNFOU JEFOUJêÊ DFUUF QJÍDF
BJOTJRVFMFTFSNPOE­QISFNDPOUFOVTEBOTMFEFS
OJFSDBIJFSEV4JOBÐTZSJBRVFú÷ì*MTFSÊGÍSFÆMÊEJ
UJPOFOGBDTJNJMFEFDFNBOVTDSJUQBS)KFMUøĀú÷ JO
USPEVDUJPOBVYQøûmùý QVJTGBDTJNJMFOPOQBHJOÊ 
TVJWBOUMPSESFEFTGPMJPTí 
-ÊDSJUVSF TVQÊSJFVSF EV 4JOBÐ TZSJBRVF ú÷ QPVS
OPTGPMJPTDPSSFTQPOEÆEFT7JFTEFTBJOUFTGFNNFT
USBOTDSJUFTFOþþĀîQSPWFOBOUEF.BABSSBUI.FTSËO 
QFUJUFWJMMFEFMBSÊHJPOE"OUJPDIFEFGøþ÷ÆGøÿ÷ 
.BSUZSFEF$ZQSJFOFU+VTUBøÿ÷ -FTEFNFVSFTEV
1BSBEJT FYUSBJUEFTNBESBTIFEFTBJOU­QISFNøÿøS 
MJTUF EFT øþ JUFNT EF DF NBSUZSPMPHF j(MPSZ CF UP
UIF 'BUIFS  BOE UP UIF 4PO  BOE UP UIF )PMZ (IPTU 
OPX BOE BMXBZT  BOE GPS FWFS BOE FWFS "NFO ѮF
FOEPGUIJTCPPL 4FMFDU/BSSBUJWFT'JSTU PGUIF#MFTTFE
ѮFDMBTFDPOE PG&VHFOJBUIJSE PG1FMBHJBGPVSUI 
PG.BSJOVTêѫI PG &VQISPTZOFTJYUI PG0OFTJNB
TFWFOUI PG%SVTJTFJHIUI PG#BSCBSBOJOUI PG.B
SZ UFOUI  PG *SFOF FMFWFOUI  PG &VQIFNJB UXFMѫI
PG 4PQIJB UIJSUFFOUI  PG ѮFPEPTJB GPVSUFFOUI  PG
ѮFPEPUBDPODFSOJOHUIF'BJUIêѫFFOUI PG 4VTBO
TJYUFFOUI  PG $ZQSJBO BOE +VTUB TFWFOUFFOUI  PG UIF
.BOTJPOTJO1BSBEJTFņv

-FYUSBJUEFMB(SBOEF-FUUSFTFQSÊTFOUFTPVTMBGPS
NF EF USPJT CJGPMJPT SFMJÊT BWFD USPJT BVUSFT CJGPMJPT
QPSUBOU VOF QJÍDF EF M­QISFN HSFD MFT UFYUFT EFT
EFVYBVUFVSTTPOUJNCSJRVÊTFOUSFFVYEBOTVOTÊ
OJPO
-F UFYUF E­QISFN  TVJWBOU MPSESF SFDPOTUJUVÊ
QBS7PJDVøĀÿû þÿ WPJSMBOBMZTFEVNBOVTDSJUQBS
)KFMU øĀú÷  øĀmù÷ QPVS MF øÿÒNF DBIJFS  FTU PV ÊUBJU
ÊDSJUTVSMFTGPMJPTøþÿ øþûWS øþú CJGPMJPQFSEV øÿ÷ 
øþĀWS  øþü *M TBHJU EV 4FSNP BTDFUJDVT $1( úĀ÷Ā 
ÊEJUÊ QBS "TTFNBOJ HSBFDF FU MBUJOF øþúù  û÷mþ÷  FU
EPOU VO DPNQMÊNFOU FTU ÊEJUÊ QBS )FNNFSEJOHFS
*MJBEPVøĀýø þûmþýFUþĀTDFMMFDJTJHOBMFVOFWFS
TJPOTMBWPOOF6OPSJHJOBMTZSJBRVFEFDFUUFQJÍDFB
ÊUÊÊEJUÊQBS-BNZøÿÿý úû÷ úûù úûû úüù þ÷ý-B
NZ øÿÿĀ  ýü÷  ýýÿ  ýþ÷ -BNZ øÿĀ÷  úúÿ "TTFNB
OJTZSJBRVF*** Qýÿù/PUSFGSBHNFOUDPSSFTQPOEÆ
"TTFNBOJøþúù ûü%ýÆûþ'ú QVJTûÿ'ýÆü÷%ü
JMFTUBOUÊSJFVSÆMBMBDVOFDPNCMÊF HSÄDFBVTMBWPO 
BVMBUJOŇFUBVNTHSFD QBS)FNNFSEJOHFS*MJBEPV
øĀýø þümþýFUþĀmÿ÷
-FT GSBHNFOUT EF MB (SBOEF -FUUSF EF .BDBJSF
TPOUDPOUFOVTBVYGPMJPTøþø øþù øþý øþþ øÿø øÿù
-PSESF EFT CJGPMJPT B ÊUÊ SFDPOTUJUVÊ QBS 7PJDV
øĀÿû þÿ

–7PJDVðø÷óDG$1(4 O¡ñóðôñ+FSFNFSDJF.HS-%V
WBM"SOPVMEEFNBWPJSQSPDVSÏ EBQSÒTVOEFTFYFNQMBJSFT
EFMB#JCMJPUFDB"QPTUPMJDB7BUJDBOB VOFDPQJFEFTGPMJPTEFT
EFVY EFSOJFST DBIJFST ²QISFN HSFD QVJT (SBOEF -FUUSF EF
.BDBJSF ÏUVEJÏTQBS47PJDV1(ÏIJONBTJHOBMÏMBSUJDMF
DJEFTTPVT EF ( $BWBMMP FU MF DBUBMPHVF EV OPVWFBV GPOET
EV4JOBÕ
¤-ÏDSJUVSFJOGÏSJFVSFEV4JOBÕTZSJBRVFòï QPVSMFEJY
IVJUJÒNFFUEFSOJFSDBIJFS OFTUQMVTMJTJCMFTVSMFNJDSPmMN
EF MB 4FDUJPO HSFDRVF EF M*3)5 TFVMT EF WBHVFT HSBQIJT
NFTBQQBSBJTTFOUEBOTDFSUBJOFTNBSHFT MBQMVQBSUEVUFNQT
SJFO-FTQIPUPTEF"4NJUI-FXJTDPOTFSWÏFTË$BNCSJEHF
TFSBJFOUFMMFTQMVTMJTJCMFT
© )VTNBOO ðøöô  ñø÷ (VJMMBVNPOU ðø÷ð  ñ÷÷ T -FT EB
UBUJPOTQSÏDÏEFOUFTQBS"4NJUI-FXJTÏUBJFOUõøöFOð÷øñ 
QVJTöö÷FOð÷øó 7PJSBVTTJQøòï
ņ5SBEVDUJPO EF " 4NJUI -FXJT  EBOT MJOUSPEVDUJPO Ë
#FOTMZo)BSSJTo#VSLJUU ð÷øó  Q YJW -ÏEJUJPO EV DPMPQIPO

FO IBVU EV G ð÷ðS  FU MB EBUBUJPO EV NT TPOU Q YW
Ň 0O SFUSPVWF DFUUF WFSTJPO MBUJOF  OPUBNNFOU EBOT
0QVTDVMBRVEBNEJWJOBCFBUJ&QISNy &JVTEFNNPOJ
UBTJVFQSDFQUBDISJTUJBOWJUFy1FS*BDPCVN.FODIV
TJVN#FMTUBOVN %JMJOHBFBQ4FCBMEVN.BZFS <ðôõò> EÏSJWÏ
TBOTEPVUFEFMÏEJUJPOJODVOBCMFQBS,JMJBO'JTDIFS 1JTDB
UPS 'SFJCVSHJN#SJTHBVBWBOUðóøò )BJOo$PQJOHFS õôøö 
*M TBHJU EF MB EFSOJÒSF QJÒDF  .POJUB  BVY GPMJPT óðoõö EF
MÏEJUJPO ðôõò G óïW  *ODJQJVOU NPOJUB CFBUJ &QISN G óð 
UJU%FnFU TVB UFNQPSB JOD%PMPSNFDPNQFMMJUEJDFSFFUJOJ
RVJUBTNFBDPNNJOBUVSNJIJyG÷ò EFTyFUEJDBNVTQB
SJUFS RVJ EJHOJ GVFSJNVT WJEFSF JOTBUJBCJMFN QVMDISJUVEJOFN
NBJFTUBUJTUVBF(MPSJB1BUSJRVJGFDJUOPTyQFSJOmOJUB T
DVMBTDVMPSVN"NFO-FGSBHNFOUEV4JOBÕTZSJBRVFòïTF
USPVWFEFQVJTDVNHBVEJPFYQFDUBOU ó÷S MñBCJNP KVTRVË
JOUFMMFDUVNFJ ôðW ðñ FUEFQVJTTFEIPDGBDFSFOPOWVMU OF
WPMVOUBTOPTUSBEJWJOJTMBVEJCVTEFGSBVEFUVS ôòS ñï KVTRVË
RVJEFYBDFSCBTJOUFNFUJQTVN ôôW ÷ 

þýĀ