Макарий Египетский (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Собрание I

Дунаев А. Г., Дэпрэ В. Макарий Египетский (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Собрание I. — Москва; Афон, 2015. — 1143 с.

2015

Содержание

Суперобложка

Обложка

Фронтиспис

Содержание

Введение

Сокращения

Книга первая. А.Г. Дунаев. Предисловие к русскому переводу слов и посланий макариевского корпуса первого типа

Раздел I. Две проблемы Макариевского корпуса

Введение

Часть первая. Автор

Часть вторая. Мессалианство

Заключение

Раздел II. Об издании русского перевода Макариевского корпуса первого типа

Раздел III. Библиографические приложения

Книга вторая. Преподобный Макарий Египетский (Симеон Месопотамский) Духовные Слова и Послания. Собрание типа I (Vatic. Graec. 694)

Условные обозначения

Слово 1. Великое и весьма полезное послание

Слово 2. О добродетелях и пороках, бывающих с согласия человека, о древе жизни и познания добра и зла и о медном змие

Слово 3. О блаженствах и о том, что нужно всегда трезвиться и не быть небрежным

Слово 4. О внешнем подвижничестве и о том, какой благой образ жизни есть высший и первый

Слово 5. О внешнем подвижничестве, смиренномудрии и различении сновидений

Слово 6. О скверных помыслах, как действуют они в сердце

Слово 7. О свободной воле, о необходимости трудиться и возделывать сердечную землю и о том, что человек — некий великий и честной сосуд у Бога

Слово 8. Нельзя быть беспечным вплоть до последнего дня

Слово 9. Изъяснение видения пророка Иезекииля

Слово 10. О духовном жемчуге

Слово 11. О том, что закон имел тень будущих благ, а не самый образ вещей

Слово 12. О духовной ризе и исцелении души

Слово 13. О духовном сокровище и о различных действиях благодати

Слово 14. Прекрасные примеры того, чему подобна душа христиан, и повествование о живущих в огне животных

Слово 15. О необходимости отрекшемуся от всего ради любви ко Христу презирать преходящее

Слово 16. Даже находящиеся под действием благодати падают, если не смиренномудрствуют

Слово 17. О двух видах откровения — божественном свете и разумении Писаний, об уповании на Бога и о том, что нельзя отчаиваться

Слово 18. О том, что верные испытываются многими скорбями, о воскресении и о словах «по образу», сказанных при сотворении человека

Слово 19. Должно доблестно переносить всевозможные искушения, в которых мы совершенствуемся

Слово 20. Еще о терпении, скорбях и каким должен быть учащий

Слово 21. Сколь великих и каковых тайн удостаивается душа, через смирение имеющая общение со Христом

Слово 22. Об отпавшей и приходящей к покаянию душе и иносказание о блудном сыне

Слово 23. Душа, не питающаяся духовными яствами, отпадает от жизни и огорчает Христа

Слово 24. О том, как следует понимать духовно все Писание для пользы нашей души, ради которой все было написано, и ничего плотского или иудейского не мыслить

Слово 25. Душа, если не трезвится после крещения, впадает в худшие страсти

Слово 26. Напоминание о невидимом Слове Божием

Слово 27. Все видимое является образом невидимого мiра Божества

Слово 28. Каковы более великие дела, которые Отец дает творить Сыну

Слово 29. О чистой и неблуждающей молитве, и скольких благ сподобляется достойная душа, а скольких зол — не таковая

Слово 30. Монах должен все дела свои исполнять в надежде на будущие блага

Слово 31. Каждый из нас даст ответ на суде, насколько познал он веру и любовь, и о смиренномудрии

Слово 32. Какими тела воскресают и о том, что божественная благодать и вражеская сила побуждают, но не принуждают

Слово 33. Христианин должен незаметно совершать добродетель со многим смирением

Слово 34. Без попущения Божиего диавол ни над кем не имеет власти, и об изменчивости души по ее произволению

Слово 35. Чистая душа, по возможному ей, видит Бога, а не такая — во тьме ходит

Слово 36. О рае и духовном законе

Слово 37. О том, что причастность благодати соразмерна вере и что рукописанием Адама было преслушание

Слово 38. О праведности Божией и что не нужно что-либо говорить или делать без молитвы и памятования Бога

Слово 39. Следует и тайно исповедоваться Богу с чистой совестью и смиренномудрием

Слово 40. Письмо о том, что порочные страсти не природны

Слово 41. О совершенном на Бога уповании и прибежище и о терпении искушений

Слово 42. Сила вражия не может осилить нас без нашего произволения

Слово 43. О совершенном в крещении усыновлении во Христе и чистой любви

Слово 44. Толкование на слова «никто не благ, как только один Бог», и что означает «свет истинный» и «во тьме светит»

Слово 45. О степенях совершенства, и почему разрушаются тела святых, и о постепенном преуспеянии человека

Слово 46. Об общении с Богом умных сущностей и о надежде на Бога

Слово 47. Подвизающийся всегда должен иметь страх из-за удобоизменяемости естества

Слово 48. Истинный христианин должен все презирать ради любви к Богу и веры, дабы еще здесь стать причастным некоей части оной славы

Слово 49. О том, что подвижник должен тщательно благоустроять себя с трезвением и рассудительностью и ничего не предпочитать Божией любви, и о покаянии

Слово 50. Скольких и каковых благ удостаивается душа, таинственно приобщающаяся Христу, и кому должно иметь оружие

Слово 51. Коликое преуспеяние и смиренномудрие стяжали души святых и коликое заблуждение — не таковые

Слово 52. Устроение видимой святой Церкви есть образ незримой и освятившейся души

Слово 53. Зло не вредит приявшему в сердце небесный огонь, и о свободе души

Слово 54. О необходимости вслед за телесными заповедями исполнять и духовные и о потребности в большом трезвении

Слово 55. О том, что приходящие скорби и искушения бывают нам на пользу, и о необходимости терпения

Слово 56. Мы даже вопреки желанию должны понуждать себя не только к молитве, но и ко всем заповедям

Слово 57. Душе, поистине любящей Бога, ни послабление не вредит, ни скорбь, а не таковой вредит и то, и другое

Слово 58. Об осиянии, бываемом в достойных душах от Святого Духа

Слово 59. Истинно отрекшемуся от мiра Господь тайно помогает и просвещает его, а не таковой пребывает во мраке

Слово 60. О необходимости не отчаиваться и всему предпочитать грядущее Царствие

Слово 61. О домостроительстве пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа

Слово 62. О безмолвии

Слово 63. О том, что мы должны стараться достичь причастия Святого Духа, и весьма дивные слова об общении в нетленном браке

Слово 64. О совершенной душе и обличение лицемерно уповающих только на телесную аскезу

Комментарии к словам 1–64

Livre III. Vincent Desprez, OSB. Trois témoins partiels indirects, quatre florilèges, citations byzantines de la Collection I du Corpus Macarianum

Приложения

Справочные материалы

Иллюстрации

Суперобложка

OCR
ГЛ А ВА I I I

ИС Т И Н Н Ы Й А ВТОР М А К А РИ ЕВСКОГО КОРП УС А 
CИ М ЕОН М ЕСОПОТА МСК И Й?
Надписание CM именем Макария Египетского,
как мы уже знаем, восходит к ранней (VI в.) сирийской, патериковой (для одного фрагмента,
V–VII вв.) и поздневизантийской (судя по грузинскому переводу, сделанному с греческого, —
не ранее X в.) традициям, в то время как арабская (для большой части Корпуса), другая древнесирийская (V в.) и греческая (для отдельных
произведений Корпуса, прибл. VI–X вв.) традиции приписывают авторство Исайе, Симеону
(Столпнику), Василию Великому, Ефрему Сирину, Евагрию и Марку Подвижнику. Сам автор CM нигде не называет своего имени, а слово μακάριος («блаженный») могло легко перейти
из эпитета в имя и, наоборот, из имени в эпитет. Таким образом, поскольку CM не принадлежит ни Макарию Египетскому (как мы установили выше), ни одному из других названных
авторов, традиция надписаний Корпуса и отдельных слов заслуживает пристального анализа для выявления оставшихся следов имени
подлинного автора Корпуса. При отклонении по
фактическим и хронологическим соображениям авторства всех перечисленных лиц, остаются только надписание CM (или отдельных произведений его) именем С и м е о н а в арабских
и некоторых греческих рукописях (чаще, но не
всегда, с «уточнением» Столпник), упоминания

о некоем С и м е о н е М е с о п о т а м с к о м в
II, 50 и 51, а также отдельная традиция Слова об
исходе души С и м е о н а М е с о п о т а м с к о г о. К подробному анализу, во-первых, рукописной атрибуции Корпуса некоему С и м е о н у и,
во-вторых, всех сведений, касающихся С и м е о н а М е с о п о т а м с к о г о, мы и обратимся в
этой главе.
Считается, что впервые гипотеза об авторстве Симеона была выдвинута Л. Виллекуром1
или А. Вильмаром2, но на самом деле она была
высказана гораздо ранее (в XVIII в.) афонским
ученым, монахом-колливадом Неофитом Кавсокаливитом3. Как Неофит, так и А. Вильмар
(последний ничего не знал о гипотезе первого) исходили из тождества положений мессалиан (в изложении Иоанна Дамаскина) с рядом
мест Духовных бесед4 и из упоминании о некоем Симеоне у блж. Феодорита Кирского в перечне еретиков-евхитов. Правда, к имени Симеона, а не кого-то другого из упоминаемых Феодоритом, Кавсокаливит пришел на основании
неправильных посылок. Во-первых, он неверно представлял себе время жизни прп. Симеона
Нового Богослова, в творениях которого находил мессалианскую ересь и считал его принадлежавшим к секте евхитов5. Во-вторых, пытаясь
понять, каким образом сочинения еретика ока-

¹ Villecourt 1919, с. 337 с примеч. 4. Л. Виллекур объяснил появление имени Симеона в арабских рукописях
через параллель с надписанием II, 51, предположив, что
первоначальное надписание было впоследствии искажено, и указав на явный анахронизм арабских атрибуций Корпуса Симеону Столпнику (Старшему), который
начал монашескую жизнь 13 годами позже кончины
прп. Макария Египетского. Очень важно заметить, что
эта гипотеза была выдвинута Виллекуром до того, как
он обнаружил параллели CM с тезисами Дамаскина.
² Wilmart 1920b, 376.
³ Неофит Кавсокаливит (1713–1784) — афонский монах, автор сочинения О частом причащении, изданного в Венеции в 1777 г. (переизд.: Афины, 1976, имеется
рус. пер.; авторами трактата часто называются свт. Макарий Коринфский и прп. Никодим Святогорец, хотя
они лишь переработали сочинение, правда, существен-

но; ср.: DSAM 11 [1982], 99 и 235–236). Литература о Неофите (указана там же, стлб. 236): Camariano-Cioran 1974,
413–431 и passim (по указателю); ИАБ 7, 29.
⁴ Проблема «мессалианства» CM ставилась до и после Кавсокаливита независимо друг от друга и иными учеными. Так, в одной средневековой византийской
рукописи имеются соответствующие схолии на полях.
Уже в 1916 г. R. Reitzenstein писал, что он сознательно избегает трудного вопроса об отношении гомилий Макария к мессалианству, о котором вскоре должен был писать W. Bousset (Klostermann E. 1944, 3). Проблема, о которой мы здесь просто упоминаем, будет рассмотрена
ниже во второй части.
⁵ О точках соприкосновения творений Симеона Нового Богослова и Макария, см. ниже, с. 151. Курьезный
случай отождествления Симеона Месопотамского с Симеоном Новым Богословом (своеобразный pendant «ка-

77