Макарий Египетский (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Собрание I

Дунаев А. Г., Дэпрэ В. Макарий Египетский (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Собрание I. — Москва; Афон, 2015. — 1143 с.

2015

Содержание

Суперобложка

Обложка

Фронтиспис

Содержание

Введение

Сокращения

Книга первая. А.Г. Дунаев. Предисловие к русскому переводу слов и посланий макариевского корпуса первого типа

Раздел I. Две проблемы Макариевского корпуса

Введение

Часть первая. Автор

Часть вторая. Мессалианство

Заключение

Раздел II. Об издании русского перевода Макариевского корпуса первого типа

Раздел III. Библиографические приложения

Книга вторая. Преподобный Макарий Египетский (Симеон Месопотамский) Духовные Слова и Послания. Собрание типа I (Vatic. Graec. 694)

Условные обозначения

Слово 1. Великое и весьма полезное послание

Слово 2. О добродетелях и пороках, бывающих с согласия человека, о древе жизни и познания добра и зла и о медном змие

Слово 3. О блаженствах и о том, что нужно всегда трезвиться и не быть небрежным

Слово 4. О внешнем подвижничестве и о том, какой благой образ жизни есть высший и первый

Слово 5. О внешнем подвижничестве, смиренномудрии и различении сновидений

Слово 6. О скверных помыслах, как действуют они в сердце

Слово 7. О свободной воле, о необходимости трудиться и возделывать сердечную землю и о том, что человек — некий великий и честной сосуд у Бога

Слово 8. Нельзя быть беспечным вплоть до последнего дня

Слово 9. Изъяснение видения пророка Иезекииля

Слово 10. О духовном жемчуге

Слово 11. О том, что закон имел тень будущих благ, а не самый образ вещей

Слово 12. О духовной ризе и исцелении души

Слово 13. О духовном сокровище и о различных действиях благодати

Слово 14. Прекрасные примеры того, чему подобна душа христиан, и повествование о живущих в огне животных

Слово 15. О необходимости отрекшемуся от всего ради любви ко Христу презирать преходящее

Слово 16. Даже находящиеся под действием благодати падают, если не смиренномудрствуют

Слово 17. О двух видах откровения — божественном свете и разумении Писаний, об уповании на Бога и о том, что нельзя отчаиваться

Слово 18. О том, что верные испытываются многими скорбями, о воскресении и о словах «по образу», сказанных при сотворении человека

Слово 19. Должно доблестно переносить всевозможные искушения, в которых мы совершенствуемся

Слово 20. Еще о терпении, скорбях и каким должен быть учащий

Слово 21. Сколь великих и каковых тайн удостаивается душа, через смирение имеющая общение со Христом

Слово 22. Об отпавшей и приходящей к покаянию душе и иносказание о блудном сыне

Слово 23. Душа, не питающаяся духовными яствами, отпадает от жизни и огорчает Христа

Слово 24. О том, как следует понимать духовно все Писание для пользы нашей души, ради которой все было написано, и ничего плотского или иудейского не мыслить

Слово 25. Душа, если не трезвится после крещения, впадает в худшие страсти

Слово 26. Напоминание о невидимом Слове Божием

Слово 27. Все видимое является образом невидимого мiра Божества

Слово 28. Каковы более великие дела, которые Отец дает творить Сыну

Слово 29. О чистой и неблуждающей молитве, и скольких благ сподобляется достойная душа, а скольких зол — не таковая

Слово 30. Монах должен все дела свои исполнять в надежде на будущие блага

Слово 31. Каждый из нас даст ответ на суде, насколько познал он веру и любовь, и о смиренномудрии

Слово 32. Какими тела воскресают и о том, что божественная благодать и вражеская сила побуждают, но не принуждают

Слово 33. Христианин должен незаметно совершать добродетель со многим смирением

Слово 34. Без попущения Божиего диавол ни над кем не имеет власти, и об изменчивости души по ее произволению

Слово 35. Чистая душа, по возможному ей, видит Бога, а не такая — во тьме ходит

Слово 36. О рае и духовном законе

Слово 37. О том, что причастность благодати соразмерна вере и что рукописанием Адама было преслушание

Слово 38. О праведности Божией и что не нужно что-либо говорить или делать без молитвы и памятования Бога

Слово 39. Следует и тайно исповедоваться Богу с чистой совестью и смиренномудрием

Слово 40. Письмо о том, что порочные страсти не природны

Слово 41. О совершенном на Бога уповании и прибежище и о терпении искушений

Слово 42. Сила вражия не может осилить нас без нашего произволения

Слово 43. О совершенном в крещении усыновлении во Христе и чистой любви

Слово 44. Толкование на слова «никто не благ, как только один Бог», и что означает «свет истинный» и «во тьме светит»

Слово 45. О степенях совершенства, и почему разрушаются тела святых, и о постепенном преуспеянии человека

Слово 46. Об общении с Богом умных сущностей и о надежде на Бога

Слово 47. Подвизающийся всегда должен иметь страх из-за удобоизменяемости естества

Слово 48. Истинный христианин должен все презирать ради любви к Богу и веры, дабы еще здесь стать причастным некоей части оной славы

Слово 49. О том, что подвижник должен тщательно благоустроять себя с трезвением и рассудительностью и ничего не предпочитать Божией любви, и о покаянии

Слово 50. Скольких и каковых благ удостаивается душа, таинственно приобщающаяся Христу, и кому должно иметь оружие

Слово 51. Коликое преуспеяние и смиренномудрие стяжали души святых и коликое заблуждение — не таковые

Слово 52. Устроение видимой святой Церкви есть образ незримой и освятившейся души

Слово 53. Зло не вредит приявшему в сердце небесный огонь, и о свободе души

Слово 54. О необходимости вслед за телесными заповедями исполнять и духовные и о потребности в большом трезвении

Слово 55. О том, что приходящие скорби и искушения бывают нам на пользу, и о необходимости терпения

Слово 56. Мы даже вопреки желанию должны понуждать себя не только к молитве, но и ко всем заповедям

Слово 57. Душе, поистине любящей Бога, ни послабление не вредит, ни скорбь, а не таковой вредит и то, и другое

Слово 58. Об осиянии, бываемом в достойных душах от Святого Духа

Слово 59. Истинно отрекшемуся от мiра Господь тайно помогает и просвещает его, а не таковой пребывает во мраке

Слово 60. О необходимости не отчаиваться и всему предпочитать грядущее Царствие

Слово 61. О домостроительстве пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа

Слово 62. О безмолвии

Слово 63. О том, что мы должны стараться достичь причастия Святого Духа, и весьма дивные слова об общении в нетленном браке

Слово 64. О совершенной душе и обличение лицемерно уповающих только на телесную аскезу

Комментарии к словам 1–64

Livre III. Vincent Desprez, OSB. Trois témoins partiels indirects, quatre florilèges, citations byzantines de la Collection I du Corpus Macarianum

Приложения

Справочные материалы

Иллюстрации

Суперобложка

OCR
$ ) " 1* 5 3 &ϑ

- & - 0 ( 04  *  ϐ ϓ  &5  - "  5 3 " %* 5 *0/ %&  . " 3$  - &  .0* / &
-BGPSNFUFYUVFMMFVOQFVQBSUJDVMJÍSFTPVTMFOPN
EF.BSDSFDPVQFTPVWFOU"FU)&MMFDPOêSNF OP
UBNNFOU MFVS MFDUVSF EV f ù  ýmþ MJHOFT ø÷ûmøùù 
PÜ # TFNCMF OF QBT BWPJS DPNQSJT MB OPUJPO EF MPJ
TQJSJUVFMMF VOJRVF FO WJHVFVS EÍT MF 1SFNJFS 5FT
UBNFOU  FU BWPJS DPSSJHÊ FO DPOTÊRVFODF "WFD MFT
OPVWFBVY UÊNPJOT NBSDJFOT  OPVT QPTFSPOT TFVMF
NFOURVFMRVFTKBMPOTQPVSMBDPNQSÊIFOTJPOEFDF
NPSDFBV  TBOT QSÊUFOESF SÊTPVESF UPVT TFT QSPCMÍ
NFT
4PNNBJSFûø.BOVTDSJUTVUJMJTÊT‡ûù5JUSF 
FOUSÊFEBOTMFDPSQVTNBSDJFO ‡ûú$MBTTFNFOU
EFT UÊNPJOT ‡ ûû 1SJODJQFT EF OPUSF ÊEJUJPO ‡
ûü­EJUJPOEF* úý

"UIFOJFOTJTHSüøþ 9*7FT BWBOUMFGýù FOEFS
OJÍSF QPTJUJPO EBOT MF DPSQVT NBSDJFO EF DF
DPEFY ņ
"UIFOJFOTJT HS üûþ  BWBOU MB Q úÿü NËNF QPTJ
UJPODPNNFOžø÷EVDPSQVTNBSDJFO Ň
-F 1BSJT  #O'  HS ø÷úþ FTU MF NPEÍMF EF MÊEJUJPO
EF DJOR PQVTDVMFT QBS + 1JDPU øüýú  QBTTÊF EBOT
.JHOFň$.* úýFTUUSBEVJUFOMBUJOEBQSÍTDFNB
OVTDSJU EBOT 'SPOUPO EV %VD øýùû  ÿþømÿþü EPÜ
JM FTU QBTTÊ OPUBNNFOU EBOT .BSHBSJO EF MB #JHOF
øýþþ ø÷ÿüT NBJTOPOEBOTMFTDPMMFDUJPOTEF(BM
MBOEJ FU EF .JHOF %BQSÍT ( ‡ . EF %VSBOEʼn 
QPVSMFT’VWSFTBVUIFOUJRVFTEF.BSDMF.PJOF MF
1BSJTHSø÷úþTFSBUUBDIFBV-BWSB#úþ ıFT 

ϑ  ώ . " / 64 $ 3 * 5 4 6 5 * - * 4­ 4ì

ϑ  Ϗ 5 * 5 3 & 4& / 5 3 ­ &%" /4
- &$ 03 164. " 3$ * & / 

ýú 7BUJDBOVTHSýýú T97 ùDPM ùþMQĒ øùÿWm
øúùW  ȓʐ̫ ʂ˞ʔʐ̫ ʑʆʒ˴ ʑʂʒʂʅʆ˵ʓʐʕ ʋʂ˴ ʎ˷ʍʐʕ
ʑʎʆʕʍʂʔʊʋʐ̴̫ ʐ˥ʔʐʥ ˙ ʌ˷ʄʐʥ ʆˣʒʈʔʂʊ ʺʌʌʂʗʐ̫
˧ʥʔʐ̫ʺʃʃ̘ʍʂʋʂʒ˵ʐʕ̴ʐ˞ʋʐ˖ʅʂʅ˰ʆːʺʌʈʉ̯ʥ
‡*MMVTUSBUJPOĀ
W 7BUJDBOVT HS þú÷  T 9*797  QM Q  ú÷ M
Q Ē üümüþW  ȓʐ̫ ʂ˞ʔʐ̫ ˙ʓ˵ʐʕ ʍ˯ʒʋʐʕ ʑʆʒ˴
ʑʂʒʂʅʆ˵ʓʐʕʋʂ˴ʎ˷ʍʐʕʑʎʆʕʍʂʔʊʋʐ̫í
ùú 7BUJDBOVT3FHJOFOTJTHSùú Bøüùú QMQ ú÷M
QĒ ùùùWmùùü ȓʐ̫˙ʓ˵ʐʕʑʂʔʒ˶ʥˉʍ̯ʎʍ˯ʒʋʐʕ
ʑʆʒ˴ʑʂʒʂʅʆ˵ʓʐʕʋʂ˴ʎ˷ʍʐʕʑʎʆʕʍʂʔʊʋʐ̫î
ʑ 1BSJT #O' HSø÷úþ T9*7 øýü¤øø÷NN QBQ 
QMQ ùùMQFODFUUFTFDUJPOĒ ømøø ȓʐ̫˙ʓ˵ʐʕ
ʑʂʔʒ˶ʥ ˉʍ̯ʎ ʍ˯ʒʋʐʕ ʑʆʒ˴ ʑʂʒʂʅʆ˵ʓʐʕ ʋʂ˴
ʎ˷ʍʐʕʑʎʆʕʍʂʔʊʋʐ̫
%FVYUÊNPJOTOPOVUJMJTÊT

-F UJUSF Ȑʆʒ˴ ʑʂʒʂʅʆ˵ʓʐʕ ʋʂ˴ ʎ˷ʍʐʕ ʑʎʆʕʍʂʔʊʋʐ̫
OFêHVSF QBT EBOT MFT EFVY NBOVTDSJUT DPNQMFUT EF
MB $PMMFDUJPO *  # FU C %BOT DF EFSOJFS "UIFOJFO
TJTHSûùú MJOTDSJQUJPOSVCSJRVÊFFOUËUFEF* úý 
OPO OVNÊSPUÊF FU QSFTRVF FĒBDÊF B ÊUÊ USBOTDSJUF
EBOT MB UBCMF JOJUJBMF EV NBOVTDSJU &MMF SFUJFOU MFT
JEÊFT EF HBSEF EFT DPNNBOEFNFOUT FU EFOUSÊF ʆːʥ
ʔ˶ʎ ʎ˷ʈʔʐʎ ʑʂʒ˯ʅʆʊʓʐʎ  OPO EF jMPJ TQJSJUVFMMFv
$FMMFDJBQQBSBÏUTFVMFNFOU DPNNFUJUSF EBOT"Ŋ
$FMVJDJ PV TPO ÊWFOUVFM NPEÍMF  EPOOF VO UJUSF
ÆEBVUSFTMPHPJ BJOTJʑʆʒ˴ʆ˞ʗ̝ʥBVTVJWBOU Ožøù
(-Ā ýmø÷ ø -FUJUSFEFOPUSFMPHPTBUJMEPODÊUÊ
EPOOÊEFTPOQSPQSFDIFGQBSMFTDSJCF PVMVJBUJM
ÊUÊJOTQJSÊQBSMFTj$IBQJUSFTTVSMBMPJTQJSJUVFMMFv 
OžùEVDPSQVTNBSDJFO

– $G(SJCPNPOUðø÷ïCñ.BOVTDSJUT ñöõoñö÷%VSBOE
ðøøð ñøMF%FQBSBEJTPFUMFHFTQJSJUBMJ FOSÏBMJUÏNBDBSJFO 
FTU FO EFSOJÒSF QPTJUJPO EBOT MF DPSQVT NBSDJFO EF M"UIF
OJFOTJT HS ôðö  ĩĚħF QMVUÙU RVF ĩĚĚF T  BWBOUMF FU KVTRVBV 
Gõñ FUEBOTM"UIFOJFOTJTHSôóö7PJSTPOÏUVEFËQBSBÔUSF
j-BUSBEJUJPONBOVTDSJUFEFTÏDSJUTEF.BSDMFNPJOFx‰
1PVSOFQBTJOUSPEVJSFEFOPVWFBVYTJHMFTRVJQSÐUFSBJFOUË
DPOGVTJPOBWFDDFVYEV$. KFEÏTJHOFEFVYEFTNBOVTDSJUT
WBUJDBOTTPVTMFOPNEF.BSDQBSMFVSTEFVYEFSOJFSTDIJĊSFT
¤$G%FWSFFTTFðøôï ñòñ$FUÏNPJODPOUJFOUBVTTJ,FFU
MFnPSJMÒHF FO óô DIBQJUSFT %FQMBDFOEP%FPJODPHJUBUJPOJCVT
ÏEJUÏJDJBVDIBQJUSFô 

©4UFWFOTPOð÷÷÷
ņ%VSBOEðøøð ñø
Ň*CJE ñð*E*OUSPEVDUJPOË.BSDMFNPJOF²DSJUTTQJSJ
UVFMT 4$óóô 1òöFUóò
ň4$óóô QóðT
ʼn*CJE óõ
Ŋ 1PVS * )BVTIFSS  MF 7BUJDBO HS öðï "  QSÏTFOUF MF
NFJMMFVSUFYUFEFMB.ÏUIPEFEPSBJTPOIÏTZDIBTUFRVJMÏEJUF 
0SJFOUBMJB$ISJTUJBOB*9ñ ðøñö DGQòòoò÷FUôñT "QSÒT
TPOBOUIPMPHJFNBDBSJFOOF JMDPOUJFOUDFUUF.ÏUIPEFTPVTMF
OPNEF4ZNÏPOMF/PVWFBVЅÏPMPHJFO FU EFT PVWSBHFT EF
MBCCÏ1IJMÏNPOFUEF/JM

þĀý