Макарий Египетский (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Собрание I

Дунаев А. Г., Дэпрэ В. Макарий Египетский (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Собрание I. — Москва; Афон, 2015. — 1143 с.

2015

Содержание

Суперобложка

Обложка

Фронтиспис

Содержание

Введение

Сокращения

Книга первая. А.Г. Дунаев. Предисловие к русскому переводу слов и посланий макариевского корпуса первого типа

Раздел I. Две проблемы Макариевского корпуса

Введение

Часть первая. Автор

Часть вторая. Мессалианство

Заключение

Раздел II. Об издании русского перевода Макариевского корпуса первого типа

Раздел III. Библиографические приложения

Книга вторая. Преподобный Макарий Египетский (Симеон Месопотамский) Духовные Слова и Послания. Собрание типа I (Vatic. Graec. 694)

Условные обозначения

Слово 1. Великое и весьма полезное послание

Слово 2. О добродетелях и пороках, бывающих с согласия человека, о древе жизни и познания добра и зла и о медном змие

Слово 3. О блаженствах и о том, что нужно всегда трезвиться и не быть небрежным

Слово 4. О внешнем подвижничестве и о том, какой благой образ жизни есть высший и первый

Слово 5. О внешнем подвижничестве, смиренномудрии и различении сновидений

Слово 6. О скверных помыслах, как действуют они в сердце

Слово 7. О свободной воле, о необходимости трудиться и возделывать сердечную землю и о том, что человек — некий великий и честной сосуд у Бога

Слово 8. Нельзя быть беспечным вплоть до последнего дня

Слово 9. Изъяснение видения пророка Иезекииля

Слово 10. О духовном жемчуге

Слово 11. О том, что закон имел тень будущих благ, а не самый образ вещей

Слово 12. О духовной ризе и исцелении души

Слово 13. О духовном сокровище и о различных действиях благодати

Слово 14. Прекрасные примеры того, чему подобна душа христиан, и повествование о живущих в огне животных

Слово 15. О необходимости отрекшемуся от всего ради любви ко Христу презирать преходящее

Слово 16. Даже находящиеся под действием благодати падают, если не смиренномудрствуют

Слово 17. О двух видах откровения — божественном свете и разумении Писаний, об уповании на Бога и о том, что нельзя отчаиваться

Слово 18. О том, что верные испытываются многими скорбями, о воскресении и о словах «по образу», сказанных при сотворении человека

Слово 19. Должно доблестно переносить всевозможные искушения, в которых мы совершенствуемся

Слово 20. Еще о терпении, скорбях и каким должен быть учащий

Слово 21. Сколь великих и каковых тайн удостаивается душа, через смирение имеющая общение со Христом

Слово 22. Об отпавшей и приходящей к покаянию душе и иносказание о блудном сыне

Слово 23. Душа, не питающаяся духовными яствами, отпадает от жизни и огорчает Христа

Слово 24. О том, как следует понимать духовно все Писание для пользы нашей души, ради которой все было написано, и ничего плотского или иудейского не мыслить

Слово 25. Душа, если не трезвится после крещения, впадает в худшие страсти

Слово 26. Напоминание о невидимом Слове Божием

Слово 27. Все видимое является образом невидимого мiра Божества

Слово 28. Каковы более великие дела, которые Отец дает творить Сыну

Слово 29. О чистой и неблуждающей молитве, и скольких благ сподобляется достойная душа, а скольких зол — не таковая

Слово 30. Монах должен все дела свои исполнять в надежде на будущие блага

Слово 31. Каждый из нас даст ответ на суде, насколько познал он веру и любовь, и о смиренномудрии

Слово 32. Какими тела воскресают и о том, что божественная благодать и вражеская сила побуждают, но не принуждают

Слово 33. Христианин должен незаметно совершать добродетель со многим смирением

Слово 34. Без попущения Божиего диавол ни над кем не имеет власти, и об изменчивости души по ее произволению

Слово 35. Чистая душа, по возможному ей, видит Бога, а не такая — во тьме ходит

Слово 36. О рае и духовном законе

Слово 37. О том, что причастность благодати соразмерна вере и что рукописанием Адама было преслушание

Слово 38. О праведности Божией и что не нужно что-либо говорить или делать без молитвы и памятования Бога

Слово 39. Следует и тайно исповедоваться Богу с чистой совестью и смиренномудрием

Слово 40. Письмо о том, что порочные страсти не природны

Слово 41. О совершенном на Бога уповании и прибежище и о терпении искушений

Слово 42. Сила вражия не может осилить нас без нашего произволения

Слово 43. О совершенном в крещении усыновлении во Христе и чистой любви

Слово 44. Толкование на слова «никто не благ, как только один Бог», и что означает «свет истинный» и «во тьме светит»

Слово 45. О степенях совершенства, и почему разрушаются тела святых, и о постепенном преуспеянии человека

Слово 46. Об общении с Богом умных сущностей и о надежде на Бога

Слово 47. Подвизающийся всегда должен иметь страх из-за удобоизменяемости естества

Слово 48. Истинный христианин должен все презирать ради любви к Богу и веры, дабы еще здесь стать причастным некоей части оной славы

Слово 49. О том, что подвижник должен тщательно благоустроять себя с трезвением и рассудительностью и ничего не предпочитать Божией любви, и о покаянии

Слово 50. Скольких и каковых благ удостаивается душа, таинственно приобщающаяся Христу, и кому должно иметь оружие

Слово 51. Коликое преуспеяние и смиренномудрие стяжали души святых и коликое заблуждение — не таковые

Слово 52. Устроение видимой святой Церкви есть образ незримой и освятившейся души

Слово 53. Зло не вредит приявшему в сердце небесный огонь, и о свободе души

Слово 54. О необходимости вслед за телесными заповедями исполнять и духовные и о потребности в большом трезвении

Слово 55. О том, что приходящие скорби и искушения бывают нам на пользу, и о необходимости терпения

Слово 56. Мы даже вопреки желанию должны понуждать себя не только к молитве, но и ко всем заповедям

Слово 57. Душе, поистине любящей Бога, ни послабление не вредит, ни скорбь, а не таковой вредит и то, и другое

Слово 58. Об осиянии, бываемом в достойных душах от Святого Духа

Слово 59. Истинно отрекшемуся от мiра Господь тайно помогает и просвещает его, а не таковой пребывает во мраке

Слово 60. О необходимости не отчаиваться и всему предпочитать грядущее Царствие

Слово 61. О домостроительстве пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа

Слово 62. О безмолвии

Слово 63. О том, что мы должны стараться достичь причастия Святого Духа, и весьма дивные слова об общении в нетленном браке

Слово 64. О совершенной душе и обличение лицемерно уповающих только на телесную аскезу

Комментарии к словам 1–64

Livre III. Vincent Desprez, OSB. Trois témoins partiels indirects, quatre florilèges, citations byzantines de la Collection I du Corpus Macarianum

Приложения

Справочные материалы

Иллюстрации

Суперобложка

OCR
Ч АС Т Ь П Е РВА Я

А ВТОР
ГЛ А ВА I

СОЧ И Н Е Н И Я М А К А РИ Я Е Г И П ЕТСКОГО, У ПОМ И Н А Е М Ы Е
Д РЕ ВН И М И А ВТОРА М И, И И Х РУ КОП ИС Н А Я Т РА Д И Ц И Я
I .  . П Е РВ ОЕ П ИС ЬМО
М А К А РИ Я Е Г И П Е Т С КОГО1

Единственное древнее свидетельство о литературной деятельности прп. Макария Египетского — это Жизнеописание знаменитых мужей Геннадия Марсельского (ок. 470–480 гг.).
Кроме того, в грузинской версии апофтегм (самая ранняя рукопись — нач. X в.), которая может восходить к греческому подлиннику конца
VII — нач. VIII вв., есть упоминание о «двух посланиях» Макария. Хотя это упоминание может
быть лишь интерполяцией, потому что в соответствующем греческом тексте (дошедшем, однако, в более поздних рукописях) такой фразы
нет, мы вкратце рассмотрим и упоминание грузинского источника.
Этими двумя прямыми упоминаниями о писаниях Макария Египетского и ограничиваются,
насколько нам известно, все древнейшие свидетельства о литературной деятельности египетского подвижника.
Существуют также сирийская рукописная
традиция CM, в которой Послание, упоминаемое Геннадием, соединяется с Корпусом, и коптская, где Послание соседствует с отдельными отрывками одной из бесед Корпуса и с апофтегмами Макария Египетского.
Итак, рассмотрим подробнее эти свидетельства.

I.1.1 Упоминание Геннадия Марсельского
Самое древнее свидетельство о литературной
деятельности Макария — упоминание Геннадием Марсельским о некоем письме Макария Египетского2: Macarius, monachus ille Aegytius, signis et virtutibus clarus, unam tantum Ad iuniores
professionis suae scripsit epistulam, in qua docet illum perfecte Deo posse servire qui, condicionem
creationis suae cognoscens, ad omnes semet ipsum inclinaverit labores et luctando atque Dei3 adversum omne quod in hac vita suave est auxilium
inplorando, ad naturalem quoque perveniens puritatem, continentiam velut naturae debitum munus
obtinuerit.
Таким образом, Геннадий в последней трети
V в. настаивает, что Макарий написал «только
одно (unam tantum! — А. Д.)4 послание» к младшим (братиям), «в котором поучает, что Богу
сможет служить совершенно тот, кто, познав
обстоятельства своего творения, склонит себя
самого ко всяческим трудам и, достигая также
естественной чистоты путем борения и моления Бога о помощи против всего, что сладост-

¹ CPGS 2415 (1).
² De vir. ill. 10, p. 64–65 Richardson. Мы цитируем
наиболее авторитетное критическое издание: Richardson E. C. Hieronymus liber de viris inlustribus — Gennadius liber de viris inlustribus. TU 14/1, 1896. Рукописи: a 25 30
A e T 31 (Her = Иероним). См. также: Hieronymus et Gennadius, De viris illustribus / Еd. C. A. Bernoulli (1895), repr.
Frankfurt, 1968. CPL 957 (см. PL 58, 1065 и PG 34, 267).
³ atque Dei < Her., ост. < Dei.
⁴ Любопытно, что архиеп. Филарет, испытывая затруднение при цитации Геннадия, опускает слова «одно только» без всяких многоточий (Филарет 1859, 234).
Дореволюционный православный русский ученый
А. А. Бронзов, опровергая аргументы о подложности
CM (Бронзов 1899, 275 сл.), не умалчивает, в отличие от

архиеп. Филарета, о затруднительном для него высказывании Геннадия, но предполагает, что Геннадий просто-напросто ничего не знал о других произведениях
Макария! (К вопросу о возможности существования
других текстов Макария, кроме Послания, упоминаемого Геннадием, мы обратимся ниже, с. 55.) У архим. Киприана наблюдается явная непоследовательность: сначала он цитирует слова Геннадия «одно только» (Керн
1967/1995, 152), а затем как бы забывает про них и пишет
об «argumentum ex silentio» (там же, 158). Правда, чуть
ниже Керн пишет о свидетельствах литературной деятельности Макария в виде апофтегм и эфиопского послания, изданного Б. А. Тураевым, так что можно считать, что он присоединяется к мнению А. А. Бронзова,
не комментируя, однако, самих слов Геннадия.

25