Макарий Египетский (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Собрание I

Дунаев А. Г., Дэпрэ В. Макарий Египетский (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Собрание I. — Москва; Афон, 2015. — 1143 с.

2015

Содержание

Суперобложка

Обложка

Фронтиспис

Содержание

Введение

Сокращения

Книга первая. А.Г. Дунаев. Предисловие к русскому переводу слов и посланий макариевского корпуса первого типа

Раздел I. Две проблемы Макариевского корпуса

Введение

Часть первая. Автор

Часть вторая. Мессалианство

Заключение

Раздел II. Об издании русского перевода Макариевского корпуса первого типа

Раздел III. Библиографические приложения

Книга вторая. Преподобный Макарий Египетский (Симеон Месопотамский) Духовные Слова и Послания. Собрание типа I (Vatic. Graec. 694)

Условные обозначения

Слово 1. Великое и весьма полезное послание

Слово 2. О добродетелях и пороках, бывающих с согласия человека, о древе жизни и познания добра и зла и о медном змие

Слово 3. О блаженствах и о том, что нужно всегда трезвиться и не быть небрежным

Слово 4. О внешнем подвижничестве и о том, какой благой образ жизни есть высший и первый

Слово 5. О внешнем подвижничестве, смиренномудрии и различении сновидений

Слово 6. О скверных помыслах, как действуют они в сердце

Слово 7. О свободной воле, о необходимости трудиться и возделывать сердечную землю и о том, что человек — некий великий и честной сосуд у Бога

Слово 8. Нельзя быть беспечным вплоть до последнего дня

Слово 9. Изъяснение видения пророка Иезекииля

Слово 10. О духовном жемчуге

Слово 11. О том, что закон имел тень будущих благ, а не самый образ вещей

Слово 12. О духовной ризе и исцелении души

Слово 13. О духовном сокровище и о различных действиях благодати

Слово 14. Прекрасные примеры того, чему подобна душа христиан, и повествование о живущих в огне животных

Слово 15. О необходимости отрекшемуся от всего ради любви ко Христу презирать преходящее

Слово 16. Даже находящиеся под действием благодати падают, если не смиренномудрствуют

Слово 17. О двух видах откровения — божественном свете и разумении Писаний, об уповании на Бога и о том, что нельзя отчаиваться

Слово 18. О том, что верные испытываются многими скорбями, о воскресении и о словах «по образу», сказанных при сотворении человека

Слово 19. Должно доблестно переносить всевозможные искушения, в которых мы совершенствуемся

Слово 20. Еще о терпении, скорбях и каким должен быть учащий

Слово 21. Сколь великих и каковых тайн удостаивается душа, через смирение имеющая общение со Христом

Слово 22. Об отпавшей и приходящей к покаянию душе и иносказание о блудном сыне

Слово 23. Душа, не питающаяся духовными яствами, отпадает от жизни и огорчает Христа

Слово 24. О том, как следует понимать духовно все Писание для пользы нашей души, ради которой все было написано, и ничего плотского или иудейского не мыслить

Слово 25. Душа, если не трезвится после крещения, впадает в худшие страсти

Слово 26. Напоминание о невидимом Слове Божием

Слово 27. Все видимое является образом невидимого мiра Божества

Слово 28. Каковы более великие дела, которые Отец дает творить Сыну

Слово 29. О чистой и неблуждающей молитве, и скольких благ сподобляется достойная душа, а скольких зол — не таковая

Слово 30. Монах должен все дела свои исполнять в надежде на будущие блага

Слово 31. Каждый из нас даст ответ на суде, насколько познал он веру и любовь, и о смиренномудрии

Слово 32. Какими тела воскресают и о том, что божественная благодать и вражеская сила побуждают, но не принуждают

Слово 33. Христианин должен незаметно совершать добродетель со многим смирением

Слово 34. Без попущения Божиего диавол ни над кем не имеет власти, и об изменчивости души по ее произволению

Слово 35. Чистая душа, по возможному ей, видит Бога, а не такая — во тьме ходит

Слово 36. О рае и духовном законе

Слово 37. О том, что причастность благодати соразмерна вере и что рукописанием Адама было преслушание

Слово 38. О праведности Божией и что не нужно что-либо говорить или делать без молитвы и памятования Бога

Слово 39. Следует и тайно исповедоваться Богу с чистой совестью и смиренномудрием

Слово 40. Письмо о том, что порочные страсти не природны

Слово 41. О совершенном на Бога уповании и прибежище и о терпении искушений

Слово 42. Сила вражия не может осилить нас без нашего произволения

Слово 43. О совершенном в крещении усыновлении во Христе и чистой любви

Слово 44. Толкование на слова «никто не благ, как только один Бог», и что означает «свет истинный» и «во тьме светит»

Слово 45. О степенях совершенства, и почему разрушаются тела святых, и о постепенном преуспеянии человека

Слово 46. Об общении с Богом умных сущностей и о надежде на Бога

Слово 47. Подвизающийся всегда должен иметь страх из-за удобоизменяемости естества

Слово 48. Истинный христианин должен все презирать ради любви к Богу и веры, дабы еще здесь стать причастным некоей части оной славы

Слово 49. О том, что подвижник должен тщательно благоустроять себя с трезвением и рассудительностью и ничего не предпочитать Божией любви, и о покаянии

Слово 50. Скольких и каковых благ удостаивается душа, таинственно приобщающаяся Христу, и кому должно иметь оружие

Слово 51. Коликое преуспеяние и смиренномудрие стяжали души святых и коликое заблуждение — не таковые

Слово 52. Устроение видимой святой Церкви есть образ незримой и освятившейся души

Слово 53. Зло не вредит приявшему в сердце небесный огонь, и о свободе души

Слово 54. О необходимости вслед за телесными заповедями исполнять и духовные и о потребности в большом трезвении

Слово 55. О том, что приходящие скорби и искушения бывают нам на пользу, и о необходимости терпения

Слово 56. Мы даже вопреки желанию должны понуждать себя не только к молитве, но и ко всем заповедям

Слово 57. Душе, поистине любящей Бога, ни послабление не вредит, ни скорбь, а не таковой вредит и то, и другое

Слово 58. Об осиянии, бываемом в достойных душах от Святого Духа

Слово 59. Истинно отрекшемуся от мiра Господь тайно помогает и просвещает его, а не таковой пребывает во мраке

Слово 60. О необходимости не отчаиваться и всему предпочитать грядущее Царствие

Слово 61. О домостроительстве пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа

Слово 62. О безмолвии

Слово 63. О том, что мы должны стараться достичь причастия Святого Духа, и весьма дивные слова об общении в нетленном браке

Слово 64. О совершенной душе и обличение лицемерно уповающих только на телесную аскезу

Комментарии к словам 1–64

Livre III. Vincent Desprez, OSB. Trois témoins partiels indirects, quatre florilèges, citations byzantines de la Collection I du Corpus Macarianum

Приложения

Справочные материалы

Иллюстрации

Суперобложка

OCR
46 . . " 3 * & 4
# 0 0,  *

1BSU * Q ümøĀù  JT EFWPUFE UP UIF BOBMZTJT PG UXP
CBTJDQSPCMFNTPGUIF$PSQVT.BDBSJBOVN GVSUIFS
DBMMFE$. ‡JUTBVUIPSTIJQ 4FDUJPO* QùümĀÿ 
BOE.FTTBMJBOJTN 4FDUJPO** QĀĀmøþĀ 
"ѫFS UIF *OUSPEVDUJPO Qümùû UIF$IBQUFSøPG
4FDUJPO*EFBMTXJUIBMMUIFiPVUFSuBODJFOUGBDUTUIBU
DPODFSOMJUFSBSZDSFBUJWFBDUJWJUZPG4U.BDBSJVTPG
&HZQU ѮF BOBMZTJT PG TUZMJTUJDT BOE CJCMJDBM RVP
UBUJPOT PG UIF TP DBMMFE 'JSTU -FUUFS  NFOUJPOFE CZ
(FOOBEJVTPG.BSTFJMMFT TIPXTUIBUUIFBVUIPSTPG
UIF-FUUFSBOE$.BSFEJĒFSFOU QFSTPOT *U JT IBSEMZ
QSPCBCMFUIBUUIFUSVFBVUIPSPGUIF'JSTU-FUUFSXBT
4U .BDBSJVT PG &HZQU IPXFWFS  JU JT OPU NZ RVFT
UJPO /FWFSUIFMFTT UIF 'JSTU -FUUFS XBT JODMVEFE JO
UIF4ZSJBO$.OPUMBUFSUIBOUIFZFBSüúûѮPVHI
UIF 4ZSJBO $. DBOOPU CF RVJUF SFMJBCMF  BT JU DPO
UBJOTXPSLTPGEJĒFSFOU BVUIPST UIF RVFTUJPO PG UIF
PSJHJOPGUIF4ZSJBO$.BSJTFTѮF BOBMZTJT PG $PQ
UJD TPVSDFT TIPXT UIBU UIF KPJOJOH PG UIF 'JSTU -FU
UFS UP$.UPPLQMBDFXJUIJOUIFGSBNFXPSLPG1B
UFSJDPOUSBEJUJPO$PMMBUJPOPG$.* ùĀXJUIQBSBMMFM
UFYUT  DBSSJFE UISPVHI GPS EJĒFSFOU SFBTPOT NPSF
UIBOPODF QûúmûĀ Ā÷mĀø þùømþùù FOBCMFTVTUP
DPODMVEFUIBUUIFSFBSFNBOZJOUFSKBDFOUTUBHFTBOE
WFSTJPOTPG$. BOE BUUIBU $.* ùĀHPFTCBDLUP
UIF QSJNBSZ UFYU  XIJMF BMM PUIFS WBSJBOUT JODMVE
JOH$.* øþ SFëFDU UP EJĒFSFOU FYUFOU UIF TFDPOE
BCSJEHFE WBSJBOUѮF $PQUJD USBOTMBUJPO HPFT CBDL
UP B TQFDJBM (SFFL WFSTJPO PG "QPQIUIFHNT CZ 4U
.BDBSJVT XIJDI JT CBTFE PO UIF BCPWFNFOUJPOFE
BCSJEHFEWBSJBOUѮF SFDFOU EJTDPWFSZ CZ 1 (ÊIJO
TFF Q üømüü  DPOêSNT UIF (SFFL1BUFSJDPOUSBEJ
UJPO BT CBTJT OPU POMZ GPS $PQUJD UFYUT CVU GPS UIF
4ZSJBO$.BTXFMM5XPPUIFSMFUUFSTCZ4U.BDBSJVT
PG&HZQU"CPVUUIF(MPSZPGUIF4BJOUTBOE"CPVUUIF
(VBSEJBO "OHFM  ‡ LOPXO JO &BTUFSO USBOTMBUJPOT
UIF(SFFLPSJHJOBMPGUIFêSTU IBT CFFO GPVOE PVU
CZ1(ÊIJO ‡BSFBMTPBTDSJCFECZMBUF1BUFSJDPO
USBEJUJPOUPUIF4U"CCBPG&HZQU
ѮF $IBQUFS ù JT EFWPUFE UP UIF BOBMZTJT PG UIF
iJOOFSuGBDUTBCPVUUIFBVUIPSPG$. FMJDJUFEGSPN
UIF UFYU JUTFMG  BOE DPMMBUJPO PG JU XJUI IJTUPSJDBM
FWJEFODFT PG UIF MJGF PG 4U .BDBSJVT PG &HZQU *U JT
POMZ UIF UJNF PG MJGF PG UIF &HZQUJBO BTDFUJD UIBU
DPNQMFUFMZ DPJODJEFT XJUI UIF MJGFUJNF PG UIF BV
UIPS PG $. ѮF SFTU PG UIF GBDUPST IJTUPSJDBM BOE
HFPHSBQIJDBM SFBMJB  UIF MJGF BOE FEVDBUJPO PG UIF

BVUIPSPG$. UIFMBOHVBHF SFWFBMUIBU4U.BDBS
JVTPG&HZQUDPVMEOPUIBWFCFFOUIFBVUIPSPG$.
ѮF USVF BVUIPS PG $.XBTJOGBDUB(SFFLTQFBLJOH
4ZSJBO
ѮF $IBQUFSúSBJTFTBRVFTUJPOPGUIFSFBMBVUIPS
PG$."ѫFS FYDMVTJPO ‡ GPS GBDUVBM PS DISPOPMPHJ
DBMSFBTPOT‡BMMUIFQFSTPOTUPXIPNUIFBVUIPS
TIJQ PG UIFTF PS UIPTF XPSLT JO $. XBT BTDSJCFE 
UIFSFSFNBJOTJO"SBCJDBOEJOBGFX(SFFLNBOV
TDSJQUT POMZ POF OBNF i4ZNFPOu BOE POF NZTUFSJ
PVTêHVSF PG 4ZNFPO PG .FTPQPUBNJB 0O UIF CBTJT
PG OVNFSPVT (SFFL BOE 4MBWPOJD NBOVTDSJQUT JU JT
VORVFTUJPOBCMZ QSPWFE UIBU UIF USVF BVUIPS PG ѮF
8PSEBCPVU/FDFTTJUZPG#FBSJOHJO.JOEUIF%BZPG
%FQBSUVSFGSPN-JGFXBTBDFSUBJO4ZNFPOPG.FTP
QPUBNJB ѮFO UIF QSPCMFN PG BDDPSEBODF PG ѮF
8PSECZ4ZNFPOPG.FTPQPUBNJBXJUI$.** ùùJT
TUVEJFEѮPVHI UIFTF UXP 8PSETEJĒFS JO DPNQPTJ
UJPOBOEWPMVNF JUDBOCFBTTFSUFEUIBU$.** ùùJT
BOBCSJEHFEWBSJBOUPGUIF8PSECZ4ZNFPOPG.FT
PQPUBNJBѮF HSPVOET GPS UIJT BTTFSUJPO BSF B MJU
FSBMDPJODJEFODFTC TUZMJTUJDJEFOUJUZD JOTDSJQUJPO
PG **  ùù JO UIF NBOVTDSJQUT PG $. FE %ÕSSJFTm
,MPTUFSNBOOm,SPFHFS øĀýû  4 99**  E  JODMVTJPO
PG UIF 8PSE CZ 4ZNFPO PG .FTPQPUBNJB JOUP POF
VOJU XJUI UISFF PUIFS IPNJMJFT PG $. JO UIF "TTF
NBOJTFEJUJPOPG&QISFN4ZSJOTXSJUJOHTѮF JEFO
UJUZPG"SBCJDWFSTJPOXJUIUIFBCSJEHFEWFSTJPOPG
** ùùBOEOPUXJUIUIFDPNQMFUF8PSECZ4ZNFPO
PG .FTPQPUBNJB  EPFT OPU DPOUSBEJDU UIJT QPTJUJPO
CFDBVTF  BT JU JT TIPXO PO Q Ā÷mĀø  CPUI UIF UZQF
** BOE UIF "SBCJD USBEJUJPO JODMVEF BCSJEHFE UFYUT
PG $.  DPNQMFUFMZ TVSWJWFE JO PUIFS UZQFT PG $.
ѮF BUUSJCVUJPO PG $.JONBKPSJUZPG"SBCJDNBOV
TDSJQUTUP4ZNFPOUIF4UZMJUF UIFBOBMZTJTPGUIFJO
TDSJQUJPOTPG** üøJODPE.PTRTJOPEHSúù÷BOE
TDIPMJVNFYDFSQUPOUIFNBSHJOTPG.PTRTJOPEHS
úøĀDPOêSN UIBU JO PUIFS DPMMFDUJPOT PG $. EJĒFS
FOUGSPNUZQF** UIFSFVTFEUPCFUIFJOJUJBMJOTDSJQ
UJPOPG$.CZUIFOBNFi4ZNFPOuѮF NBOVTDSJQU
7BUJDHSù÷ùÿ SFDFOUMZEJTDPWFSFECZ1(ÊIJOBOE
FEJUFECZ7%FTQSF[ TVQSB QþÿûĒ TFMGFWJEFOUMZ
QSPWFTUIBUUIFSFFYJTUFEB(SFFLUSBEJUJPOJOXIJDI
UIFBVUIPSPG$.XBTOBNFE4ZNFPO
ѮVT JO 4FDUJPO * PG UIF 'JSTU 1BSU * BSSJWF BU UIF
DPODMVTJPO DPOêSNJOH UIF PQJOJPO PG ) %ÕSSJFT
UIBU UIF USVF BVUIPS PG $. XBT B DFSUBJO 4ZNFPO

øøøÿ