Макарий Египетский (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Собрание I

Дунаев А. Г., Дэпрэ В. Макарий Египетский (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Собрание I. — Москва; Афон, 2015. — 1143 с.

2015

Содержание

Суперобложка

Обложка

Фронтиспис

Содержание

Введение

Сокращения

Книга первая. А.Г. Дунаев. Предисловие к русскому переводу слов и посланий макариевского корпуса первого типа

Раздел I. Две проблемы Макариевского корпуса

Введение

Часть первая. Автор

Часть вторая. Мессалианство

Заключение

Раздел II. Об издании русского перевода Макариевского корпуса первого типа

Раздел III. Библиографические приложения

Книга вторая. Преподобный Макарий Египетский (Симеон Месопотамский) Духовные Слова и Послания. Собрание типа I (Vatic. Graec. 694)

Условные обозначения

Слово 1. Великое и весьма полезное послание

Слово 2. О добродетелях и пороках, бывающих с согласия человека, о древе жизни и познания добра и зла и о медном змие

Слово 3. О блаженствах и о том, что нужно всегда трезвиться и не быть небрежным

Слово 4. О внешнем подвижничестве и о том, какой благой образ жизни есть высший и первый

Слово 5. О внешнем подвижничестве, смиренномудрии и различении сновидений

Слово 6. О скверных помыслах, как действуют они в сердце

Слово 7. О свободной воле, о необходимости трудиться и возделывать сердечную землю и о том, что человек — некий великий и честной сосуд у Бога

Слово 8. Нельзя быть беспечным вплоть до последнего дня

Слово 9. Изъяснение видения пророка Иезекииля

Слово 10. О духовном жемчуге

Слово 11. О том, что закон имел тень будущих благ, а не самый образ вещей

Слово 12. О духовной ризе и исцелении души

Слово 13. О духовном сокровище и о различных действиях благодати

Слово 14. Прекрасные примеры того, чему подобна душа христиан, и повествование о живущих в огне животных

Слово 15. О необходимости отрекшемуся от всего ради любви ко Христу презирать преходящее

Слово 16. Даже находящиеся под действием благодати падают, если не смиренномудрствуют

Слово 17. О двух видах откровения — божественном свете и разумении Писаний, об уповании на Бога и о том, что нельзя отчаиваться

Слово 18. О том, что верные испытываются многими скорбями, о воскресении и о словах «по образу», сказанных при сотворении человека

Слово 19. Должно доблестно переносить всевозможные искушения, в которых мы совершенствуемся

Слово 20. Еще о терпении, скорбях и каким должен быть учащий

Слово 21. Сколь великих и каковых тайн удостаивается душа, через смирение имеющая общение со Христом

Слово 22. Об отпавшей и приходящей к покаянию душе и иносказание о блудном сыне

Слово 23. Душа, не питающаяся духовными яствами, отпадает от жизни и огорчает Христа

Слово 24. О том, как следует понимать духовно все Писание для пользы нашей души, ради которой все было написано, и ничего плотского или иудейского не мыслить

Слово 25. Душа, если не трезвится после крещения, впадает в худшие страсти

Слово 26. Напоминание о невидимом Слове Божием

Слово 27. Все видимое является образом невидимого мiра Божества

Слово 28. Каковы более великие дела, которые Отец дает творить Сыну

Слово 29. О чистой и неблуждающей молитве, и скольких благ сподобляется достойная душа, а скольких зол — не таковая

Слово 30. Монах должен все дела свои исполнять в надежде на будущие блага

Слово 31. Каждый из нас даст ответ на суде, насколько познал он веру и любовь, и о смиренномудрии

Слово 32. Какими тела воскресают и о том, что божественная благодать и вражеская сила побуждают, но не принуждают

Слово 33. Христианин должен незаметно совершать добродетель со многим смирением

Слово 34. Без попущения Божиего диавол ни над кем не имеет власти, и об изменчивости души по ее произволению

Слово 35. Чистая душа, по возможному ей, видит Бога, а не такая — во тьме ходит

Слово 36. О рае и духовном законе

Слово 37. О том, что причастность благодати соразмерна вере и что рукописанием Адама было преслушание

Слово 38. О праведности Божией и что не нужно что-либо говорить или делать без молитвы и памятования Бога

Слово 39. Следует и тайно исповедоваться Богу с чистой совестью и смиренномудрием

Слово 40. Письмо о том, что порочные страсти не природны

Слово 41. О совершенном на Бога уповании и прибежище и о терпении искушений

Слово 42. Сила вражия не может осилить нас без нашего произволения

Слово 43. О совершенном в крещении усыновлении во Христе и чистой любви

Слово 44. Толкование на слова «никто не благ, как только один Бог», и что означает «свет истинный» и «во тьме светит»

Слово 45. О степенях совершенства, и почему разрушаются тела святых, и о постепенном преуспеянии человека

Слово 46. Об общении с Богом умных сущностей и о надежде на Бога

Слово 47. Подвизающийся всегда должен иметь страх из-за удобоизменяемости естества

Слово 48. Истинный христианин должен все презирать ради любви к Богу и веры, дабы еще здесь стать причастным некоей части оной славы

Слово 49. О том, что подвижник должен тщательно благоустроять себя с трезвением и рассудительностью и ничего не предпочитать Божией любви, и о покаянии

Слово 50. Скольких и каковых благ удостаивается душа, таинственно приобщающаяся Христу, и кому должно иметь оружие

Слово 51. Коликое преуспеяние и смиренномудрие стяжали души святых и коликое заблуждение — не таковые

Слово 52. Устроение видимой святой Церкви есть образ незримой и освятившейся души

Слово 53. Зло не вредит приявшему в сердце небесный огонь, и о свободе души

Слово 54. О необходимости вслед за телесными заповедями исполнять и духовные и о потребности в большом трезвении

Слово 55. О том, что приходящие скорби и искушения бывают нам на пользу, и о необходимости терпения

Слово 56. Мы даже вопреки желанию должны понуждать себя не только к молитве, но и ко всем заповедям

Слово 57. Душе, поистине любящей Бога, ни послабление не вредит, ни скорбь, а не таковой вредит и то, и другое

Слово 58. Об осиянии, бываемом в достойных душах от Святого Духа

Слово 59. Истинно отрекшемуся от мiра Господь тайно помогает и просвещает его, а не таковой пребывает во мраке

Слово 60. О необходимости не отчаиваться и всему предпочитать грядущее Царствие

Слово 61. О домостроительстве пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа

Слово 62. О безмолвии

Слово 63. О том, что мы должны стараться достичь причастия Святого Духа, и весьма дивные слова об общении в нетленном браке

Слово 64. О совершенной душе и обличение лицемерно уповающих только на телесную аскезу

Комментарии к словам 1–64

Livre III. Vincent Desprez, OSB. Trois témoins partiels indirects, quatre florilèges, citations byzantines de la Collection I du Corpus Macarianum

Приложения

Справочные материалы

Иллюстрации

Суперобложка

OCR
ГЛ А ВА I I

СВИ Д ЕТ Е Л Ь С Т ВА М А К А РИ ЕВСКОГО КОРП УС А О Е ГО А ВТОРЕ
И СОПО С ТА ВЛ Е Н И Е И Х С ИС ТОРИ Ч ЕСК И М И СВЕ Д ЕН И Я М И
О М А К А РИ И ЕГ И П ЕТСКОМ
I I. . ВРЕ М Я Ж ИЗН И А ВТОРА,
ИС ТОРИ Ч ЕСК И Е И Г ЕОГ РАФИ Ч ЕСК И Е
РЕ А Л И И КОРП УС А
Главным внутренним свидетельством для определения времени жизни автора CM служит упоминание о гонениях1. Автор лично знал христиан, претерпевших пытки, так что дату кончины
его нельзя полагать далее 400 г. Этому предположению хорошо соответствуют и следующие
данные.
Во-первых, наиболее обширное и полемически заостренное Великое послание было написано после Второго вселенского собора, но до
смерти св. Григория Нисского, «обработавшего»
послание в виде трактата О цели [жизни] по Богу
и истинном подвижничестве2. Это послание занимает особое место в CM и по времени является, скорее всего, одним из последних произведений Корпуса.

Во-вторых, богословская лексика, в которой не закреплены различия между терминами «природа» и «ипостась», а слова «ипостась»
и «лицо» употребляются в разных небогословских значениях3, позволяет отнести основную
часть CM ко времени, предшествующему Второму вселенскому собору. Фраза о том, что Святой Дух нетварен4, могла быть вызвана ересью
пневматомахов5. У автора не заметно какоголибо интереса к христологическим спорам. Исповедание веры в духе Никео-Цареградского
символа находится только в начале Великого послания (возможно, в ответ на обвинения в ереси). Слóва «единосущный» нет нигде, кроме I, 1,
1, 3 (с разночтением), II, 17, lin. 218 («единосущная Троица», однако это выражение находится
в славословии, где возможны интерполяции), и
одного места в арабском переводе, посвященного триадологии6. Напротив, о прп. Макарии

¹ I, 7, 14, 3–4 (= II, 27, 15). Некоторые ученые хотели относить эти упоминания к V в. (см. у Бронзова 1899, 305),
однако Макарий несомненно имеет в виду преследования Диоклетиана, а не какие-нибудь позднейшие за пределами Византийской империи. Терминология Макария
(«по наступлении мира», I, 7, 14, 3, ср. II, 27, 15) и описываемые реалии показывают, что речь не идет о гонениях на христиан в Персии, но говорится о событиях до
324 г. Точно так же не могут подразумеваться гонения
при Юлиане Отступнике в начале 360-х гг., поскольку
преследования христиан в это время — как описывает
их, например, блж. Феодорит Кирский — были единичными и осуждения выносились, главным образом, под
предлогом оскорбления императорского величества.
² В последнее время, после Canévet 1969, были высказаны сомнения в принадлежности этого творения свт.
Григорию Нисскому; при «компромиссной» позиции
трактат могли составить, будто бы, его ученики. Однако
подобные гипотезы вряд ли могут быть серьезно обоснованы, поскольку речь идет об обработке, к которой
неприложимы обычные критерии подлинности (стиль,
цитаты, экзегеза).
³ Приведем примеры употребления слова «ипостась»
в словах первого типа. Вместо лица: 4, 30, 7; 5, 4, 3; 6, 2, 3;
32, 1, 1. Вместо природы или сущности: 2, 3, 14; 4, 20, 2; 4,
30, 5; 5, 2, 1; 10, 4, 6. В неясном значении (лица или приро-

ды): 5, 2, 10. В других значениях: 4, 27, 6; 6, 6, 1; 9, 1, 2. Укажем остальные места первого типа, где употребляется
слово «ипостась», для самостоятельного анализа читателей: 10, 4, 6; 14, 23, 1; 16, 3, 10; 17, 1, 2. 3; 18, 5, 1; 7, 2; 22, 1, 14;
28, 2, 4; 29, 2, 2; 31, 2, 2; 34, 7, 1; 43, 1, 2; 44, 3, 3; 46, 1, 2. 3. 4.
10; 49, 2, 7. 8. 9. 10. 11; 50, 1, 8; 53, 2, 1; 54, 5, 5; 58, 2, 4. О разных значениях слова πρόσωπον у Макария см. Davids E.
1968, 81 («Das πρόσωπον bei Makarios hat nicht die Bedeutung von Person». Давидс выделяет значения: Dinge, Beziehung, Weise, Aspekt, Faktor, Element).
⁴ CM I, 50, 1, 7.
⁵ Ср. Dörries 1978, S. 445, Anm. 16; Plested 2004, p. 49,
n. 20.
⁶ T br 17 = V int 20: «Man fragte nach dem Glauben:
Was bedeutet die Dreieinigkeit? Er antwortete: Die Dreieinigkeit ist im Wesen (οὐσία) gleich, und es sind drei Hypostasen, aber es ist eine Kraft und eine Gottheit. Der Vater ist
immer der Vater, und der Sohn ist der Sohn, und der heilige Geist ist der heilige Geist. Der eine Gott in drei Hypostasen, wie er will und weiß; er ist überall, eine Freude und ein
Wille und ein Reich in den drei Hypostasen, Vater und Sohn
und heiliger Geist in Ewigkeit. Amen» (Strothmann 1975,
89). Характер вопроса и ответа заставляет скорее предполагать контекст мессалианских, а не арианских споров (для ереси мессалиан был характерен модализм, см.
вторую часть первого раздела предисловия).

58