Макарий Египетский (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Собрание I

Дунаев А. Г., Дэпрэ В. Макарий Египетский (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Собрание I. — Москва; Афон, 2015. — 1143 с.

2015

Содержание

Суперобложка

Обложка

Фронтиспис

Содержание

Введение

Сокращения

Книга первая. А.Г. Дунаев. Предисловие к русскому переводу слов и посланий макариевского корпуса первого типа

Раздел I. Две проблемы Макариевского корпуса

Введение

Часть первая. Автор

Часть вторая. Мессалианство

Заключение

Раздел II. Об издании русского перевода Макариевского корпуса первого типа

Раздел III. Библиографические приложения

Книга вторая. Преподобный Макарий Египетский (Симеон Месопотамский) Духовные Слова и Послания. Собрание типа I (Vatic. Graec. 694)

Условные обозначения

Слово 1. Великое и весьма полезное послание

Слово 2. О добродетелях и пороках, бывающих с согласия человека, о древе жизни и познания добра и зла и о медном змие

Слово 3. О блаженствах и о том, что нужно всегда трезвиться и не быть небрежным

Слово 4. О внешнем подвижничестве и о том, какой благой образ жизни есть высший и первый

Слово 5. О внешнем подвижничестве, смиренномудрии и различении сновидений

Слово 6. О скверных помыслах, как действуют они в сердце

Слово 7. О свободной воле, о необходимости трудиться и возделывать сердечную землю и о том, что человек — некий великий и честной сосуд у Бога

Слово 8. Нельзя быть беспечным вплоть до последнего дня

Слово 9. Изъяснение видения пророка Иезекииля

Слово 10. О духовном жемчуге

Слово 11. О том, что закон имел тень будущих благ, а не самый образ вещей

Слово 12. О духовной ризе и исцелении души

Слово 13. О духовном сокровище и о различных действиях благодати

Слово 14. Прекрасные примеры того, чему подобна душа христиан, и повествование о живущих в огне животных

Слово 15. О необходимости отрекшемуся от всего ради любви ко Христу презирать преходящее

Слово 16. Даже находящиеся под действием благодати падают, если не смиренномудрствуют

Слово 17. О двух видах откровения — божественном свете и разумении Писаний, об уповании на Бога и о том, что нельзя отчаиваться

Слово 18. О том, что верные испытываются многими скорбями, о воскресении и о словах «по образу», сказанных при сотворении человека

Слово 19. Должно доблестно переносить всевозможные искушения, в которых мы совершенствуемся

Слово 20. Еще о терпении, скорбях и каким должен быть учащий

Слово 21. Сколь великих и каковых тайн удостаивается душа, через смирение имеющая общение со Христом

Слово 22. Об отпавшей и приходящей к покаянию душе и иносказание о блудном сыне

Слово 23. Душа, не питающаяся духовными яствами, отпадает от жизни и огорчает Христа

Слово 24. О том, как следует понимать духовно все Писание для пользы нашей души, ради которой все было написано, и ничего плотского или иудейского не мыслить

Слово 25. Душа, если не трезвится после крещения, впадает в худшие страсти

Слово 26. Напоминание о невидимом Слове Божием

Слово 27. Все видимое является образом невидимого мiра Божества

Слово 28. Каковы более великие дела, которые Отец дает творить Сыну

Слово 29. О чистой и неблуждающей молитве, и скольких благ сподобляется достойная душа, а скольких зол — не таковая

Слово 30. Монах должен все дела свои исполнять в надежде на будущие блага

Слово 31. Каждый из нас даст ответ на суде, насколько познал он веру и любовь, и о смиренномудрии

Слово 32. Какими тела воскресают и о том, что божественная благодать и вражеская сила побуждают, но не принуждают

Слово 33. Христианин должен незаметно совершать добродетель со многим смирением

Слово 34. Без попущения Божиего диавол ни над кем не имеет власти, и об изменчивости души по ее произволению

Слово 35. Чистая душа, по возможному ей, видит Бога, а не такая — во тьме ходит

Слово 36. О рае и духовном законе

Слово 37. О том, что причастность благодати соразмерна вере и что рукописанием Адама было преслушание

Слово 38. О праведности Божией и что не нужно что-либо говорить или делать без молитвы и памятования Бога

Слово 39. Следует и тайно исповедоваться Богу с чистой совестью и смиренномудрием

Слово 40. Письмо о том, что порочные страсти не природны

Слово 41. О совершенном на Бога уповании и прибежище и о терпении искушений

Слово 42. Сила вражия не может осилить нас без нашего произволения

Слово 43. О совершенном в крещении усыновлении во Христе и чистой любви

Слово 44. Толкование на слова «никто не благ, как только один Бог», и что означает «свет истинный» и «во тьме светит»

Слово 45. О степенях совершенства, и почему разрушаются тела святых, и о постепенном преуспеянии человека

Слово 46. Об общении с Богом умных сущностей и о надежде на Бога

Слово 47. Подвизающийся всегда должен иметь страх из-за удобоизменяемости естества

Слово 48. Истинный христианин должен все презирать ради любви к Богу и веры, дабы еще здесь стать причастным некоей части оной славы

Слово 49. О том, что подвижник должен тщательно благоустроять себя с трезвением и рассудительностью и ничего не предпочитать Божией любви, и о покаянии

Слово 50. Скольких и каковых благ удостаивается душа, таинственно приобщающаяся Христу, и кому должно иметь оружие

Слово 51. Коликое преуспеяние и смиренномудрие стяжали души святых и коликое заблуждение — не таковые

Слово 52. Устроение видимой святой Церкви есть образ незримой и освятившейся души

Слово 53. Зло не вредит приявшему в сердце небесный огонь, и о свободе души

Слово 54. О необходимости вслед за телесными заповедями исполнять и духовные и о потребности в большом трезвении

Слово 55. О том, что приходящие скорби и искушения бывают нам на пользу, и о необходимости терпения

Слово 56. Мы даже вопреки желанию должны понуждать себя не только к молитве, но и ко всем заповедям

Слово 57. Душе, поистине любящей Бога, ни послабление не вредит, ни скорбь, а не таковой вредит и то, и другое

Слово 58. Об осиянии, бываемом в достойных душах от Святого Духа

Слово 59. Истинно отрекшемуся от мiра Господь тайно помогает и просвещает его, а не таковой пребывает во мраке

Слово 60. О необходимости не отчаиваться и всему предпочитать грядущее Царствие

Слово 61. О домостроительстве пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа

Слово 62. О безмолвии

Слово 63. О том, что мы должны стараться достичь причастия Святого Духа, и весьма дивные слова об общении в нетленном браке

Слово 64. О совершенной душе и обличение лицемерно уповающих только на телесную аскезу

Комментарии к словам 1–64

Livre III. Vincent Desprez, OSB. Trois témoins partiels indirects, quatre florilèges, citations byzantines de la Collection I du Corpus Macarianum

Приложения

Справочные материалы

Иллюстрации

Суперобложка

OCR
РА ЗД Е Л I I . ОБ И ЗД А Н И И Р УС С КОГ О П Е РЕ В ОД А М А К А РИ Е ВС КОГ О КОРП УС А П Е РВ ОГ О Т И П А

Для ориентации в выборе разночтений необходимо было бы провести заново работу по кропотливому, детальному и полному анализу всех
рукописных традиций Макария с привлечением всех дополнительных свидетелей текста. Тут
могли бы помочь, прежде всего, более или ме-

нее исчерпывающие (в отношении греческих
рукописей) издания В. Штротманна и Р. Штаатса, однако они охватывают только традицию
«Ефрем Сирин» и слово 1. Для типа II разночтения, собранные В. Штротманном, необходимо
свести воедино c изданием PTS. Для типа I вообще отсутствует издание, которое учитывало
бы все разночтения. Восточные же традиции до
сих пор не привлекались издателями (за исключением изданий В. Штротманна, и то лишь для
сирийских и арабских рукописей).
Здесь мы можем определелить лишь самые
общие принципы, вытекающие из наблюдений
над текстом.
Рукопись В добавляет одиночные слова в исключительных случаях: обычно такие добавления поддерживаются другими рукописями. Таким образом, текст В заслуживает особенного
доверия в плане отражения надежного «минимума» текста1. При особой научной осторожности можно не учитывать все те места, которые
опускаются более чем одной-двумя рукописями, однако такая позиция кажется нам излишне
строгой. Поэтому, например, в слове 55 мы никак не обозначали те места, которые имеются в
группе В R Т (то есть два разных типа Макария
и одна из рукописей другой традиции под именем Ефрема Сирина), но отсутствуют во всех
других рукописях традиции «Ефрем», хотя бы
последних и было чрезвычайно много (10 манускриптов против одной рукописи T).
Напротив, В довольно часто опускает отдельные слова и словосочетания. Иногда эти пропуски засвидетельствованы только в В, иногда в
группе рукописей. Однако не всегда можно доверять указаниям Х. Бертольда на пропуски в
В. Так, например, в том же слове 55 Х. Бертольд
указывает много пропусков в В, тогда как, судя
по аппарату В. Штротманна, на самом деле эти
места имеются в названной рукописи (Штротманн указывает на конкретные разночтения В в
тех местах, которые Бертольд считает опущен-

¹ Например, мы подсчитали разночтения, исходя из
традиции «Ефрем» на основании издания В. Штротманна, взяв наугад с. 24–25. Случайно открытые нами
страницы оказались весьма и весьма показательными.
На общее количество 49 разночтений пришлось 12 дополнений. Рукопись В поддерживает только 4 добавления, а исключительно на В приходится только одно —
славословие I, 55, 4, 4. Однако какой смысл в введении
подобного славословия, тем более что страницей ниже в В снова присутствует «аминь»? Разбивать слово
на два не имело никакого смысла, поскольку оставшая-

ся часть совсем мала. К тому же В не выделяет следующую часть как отдельное слово специальным надписанием. Очевидно, что здесь в В остался намек на скрепу
изначально самостоятельных слов (или их частей), элиминированную во всех прочих рукописях. Что же касается издания Х. Бертольда, то оно прямо дезориентирует читателя, указывая, что после первого славословия
окончание слова отсутствует в В, тогда как В. Штротманн приводит все разночтения В для данного текста!
Каким образом готовил Х. Бертольд свое «научное» издание, остается для нас загадкой.

обще доступны или не находились под рукой в
нужный момент, так что обращение к русскому
переводу было иногда единственной возможностью сравнить рукописные варианты.
К сожалению, недостаток времени помешал
учету не только сирийских переводов Макария, полностью переведенных на немецкий В.
Штротманном, но и конспекта творений Макария в 150 главах, выполненного Симеоном Логофетом (Метафрастом). Правда, давным-давно обещанное критическое издание 150 глав (и
других параллельных антологических выборок
из Макариевского корпуса) так и не появилось,
поэтому обращение к существующим изданиям с научными целями несколько проблематично. (Некоторый прогресс в данном направлении
представляет работа В. Дэпрэ, включенная в настоящую книгу.)
Несмотря на все сказанное выше, надеемся,
что представляемый на суд читателей перевод
(сопровождаемый новым специальным аппаратом) окажется в каком-то смысле более удобным для практического пользования, нежели
издание Х. Бертольда (хотя, естественно, при
решении научных задач необходимо постоянное обращение к GCS), поскольку в нашей книге учтены (отчасти) разночтения с типом II, не
отмеченные у Х. Бертольда и могущие ускользнуть при беглом сравнении двух типов, а также
использованы (для ряда слов) новейшие критические издания, что позволило уточнить (с учетом наших собственных наблюдений) ряд чтений, предложенных в GCS.
ВЫ Б ОР РА ЗНОЧ Т Е Н И Й

197