Макарий Египетский (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Собрание I

Дунаев А. Г., Дэпрэ В. Макарий Египетский (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания. Собрание I. — Москва; Афон, 2015. — 1143 с.

2015

Содержание

Суперобложка

Обложка

Фронтиспис

Содержание

Введение

Сокращения

Книга первая. А.Г. Дунаев. Предисловие к русскому переводу слов и посланий макариевского корпуса первого типа

Раздел I. Две проблемы Макариевского корпуса

Введение

Часть первая. Автор

Часть вторая. Мессалианство

Заключение

Раздел II. Об издании русского перевода Макариевского корпуса первого типа

Раздел III. Библиографические приложения

Книга вторая. Преподобный Макарий Египетский (Симеон Месопотамский) Духовные Слова и Послания. Собрание типа I (Vatic. Graec. 694)

Условные обозначения

Слово 1. Великое и весьма полезное послание

Слово 2. О добродетелях и пороках, бывающих с согласия человека, о древе жизни и познания добра и зла и о медном змие

Слово 3. О блаженствах и о том, что нужно всегда трезвиться и не быть небрежным

Слово 4. О внешнем подвижничестве и о том, какой благой образ жизни есть высший и первый

Слово 5. О внешнем подвижничестве, смиренномудрии и различении сновидений

Слово 6. О скверных помыслах, как действуют они в сердце

Слово 7. О свободной воле, о необходимости трудиться и возделывать сердечную землю и о том, что человек — некий великий и честной сосуд у Бога

Слово 8. Нельзя быть беспечным вплоть до последнего дня

Слово 9. Изъяснение видения пророка Иезекииля

Слово 10. О духовном жемчуге

Слово 11. О том, что закон имел тень будущих благ, а не самый образ вещей

Слово 12. О духовной ризе и исцелении души

Слово 13. О духовном сокровище и о различных действиях благодати

Слово 14. Прекрасные примеры того, чему подобна душа христиан, и повествование о живущих в огне животных

Слово 15. О необходимости отрекшемуся от всего ради любви ко Христу презирать преходящее

Слово 16. Даже находящиеся под действием благодати падают, если не смиренномудрствуют

Слово 17. О двух видах откровения — божественном свете и разумении Писаний, об уповании на Бога и о том, что нельзя отчаиваться

Слово 18. О том, что верные испытываются многими скорбями, о воскресении и о словах «по образу», сказанных при сотворении человека

Слово 19. Должно доблестно переносить всевозможные искушения, в которых мы совершенствуемся

Слово 20. Еще о терпении, скорбях и каким должен быть учащий

Слово 21. Сколь великих и каковых тайн удостаивается душа, через смирение имеющая общение со Христом

Слово 22. Об отпавшей и приходящей к покаянию душе и иносказание о блудном сыне

Слово 23. Душа, не питающаяся духовными яствами, отпадает от жизни и огорчает Христа

Слово 24. О том, как следует понимать духовно все Писание для пользы нашей души, ради которой все было написано, и ничего плотского или иудейского не мыслить

Слово 25. Душа, если не трезвится после крещения, впадает в худшие страсти

Слово 26. Напоминание о невидимом Слове Божием

Слово 27. Все видимое является образом невидимого мiра Божества

Слово 28. Каковы более великие дела, которые Отец дает творить Сыну

Слово 29. О чистой и неблуждающей молитве, и скольких благ сподобляется достойная душа, а скольких зол — не таковая

Слово 30. Монах должен все дела свои исполнять в надежде на будущие блага

Слово 31. Каждый из нас даст ответ на суде, насколько познал он веру и любовь, и о смиренномудрии

Слово 32. Какими тела воскресают и о том, что божественная благодать и вражеская сила побуждают, но не принуждают

Слово 33. Христианин должен незаметно совершать добродетель со многим смирением

Слово 34. Без попущения Божиего диавол ни над кем не имеет власти, и об изменчивости души по ее произволению

Слово 35. Чистая душа, по возможному ей, видит Бога, а не такая — во тьме ходит

Слово 36. О рае и духовном законе

Слово 37. О том, что причастность благодати соразмерна вере и что рукописанием Адама было преслушание

Слово 38. О праведности Божией и что не нужно что-либо говорить или делать без молитвы и памятования Бога

Слово 39. Следует и тайно исповедоваться Богу с чистой совестью и смиренномудрием

Слово 40. Письмо о том, что порочные страсти не природны

Слово 41. О совершенном на Бога уповании и прибежище и о терпении искушений

Слово 42. Сила вражия не может осилить нас без нашего произволения

Слово 43. О совершенном в крещении усыновлении во Христе и чистой любви

Слово 44. Толкование на слова «никто не благ, как только один Бог», и что означает «свет истинный» и «во тьме светит»

Слово 45. О степенях совершенства, и почему разрушаются тела святых, и о постепенном преуспеянии человека

Слово 46. Об общении с Богом умных сущностей и о надежде на Бога

Слово 47. Подвизающийся всегда должен иметь страх из-за удобоизменяемости естества

Слово 48. Истинный христианин должен все презирать ради любви к Богу и веры, дабы еще здесь стать причастным некоей части оной славы

Слово 49. О том, что подвижник должен тщательно благоустроять себя с трезвением и рассудительностью и ничего не предпочитать Божией любви, и о покаянии

Слово 50. Скольких и каковых благ удостаивается душа, таинственно приобщающаяся Христу, и кому должно иметь оружие

Слово 51. Коликое преуспеяние и смиренномудрие стяжали души святых и коликое заблуждение — не таковые

Слово 52. Устроение видимой святой Церкви есть образ незримой и освятившейся души

Слово 53. Зло не вредит приявшему в сердце небесный огонь, и о свободе души

Слово 54. О необходимости вслед за телесными заповедями исполнять и духовные и о потребности в большом трезвении

Слово 55. О том, что приходящие скорби и искушения бывают нам на пользу, и о необходимости терпения

Слово 56. Мы даже вопреки желанию должны понуждать себя не только к молитве, но и ко всем заповедям

Слово 57. Душе, поистине любящей Бога, ни послабление не вредит, ни скорбь, а не таковой вредит и то, и другое

Слово 58. Об осиянии, бываемом в достойных душах от Святого Духа

Слово 59. Истинно отрекшемуся от мiра Господь тайно помогает и просвещает его, а не таковой пребывает во мраке

Слово 60. О необходимости не отчаиваться и всему предпочитать грядущее Царствие

Слово 61. О домостроительстве пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа

Слово 62. О безмолвии

Слово 63. О том, что мы должны стараться достичь причастия Святого Духа, и весьма дивные слова об общении в нетленном браке

Слово 64. О совершенной душе и обличение лицемерно уповающих только на телесную аскезу

Комментарии к словам 1–64

Livre III. Vincent Desprez, OSB. Trois témoins partiels indirects, quatre florilèges, citations byzantines de la Collection I du Corpus Macarianum

Приложения

Справочные материалы

Иллюстрации

Суперобложка

OCR
П РИ ЛОЖ Е Н И Е I I

СИС Т Е М АТ И Ч ЕСК И Й У К А ЗАТ Е Л Ь Т РУДОВ
ПО ИС ТОРИ И М ЕССА Л И А НС Т ВА
И М А К А РИЕВСКОМ У КОРП УС У ¹
М ЕСС А Л И А НС Т ВО
ник: Peterson 1932a, Durand 1999; ПАВЛИКИАН
С ТВО : Коев 1984; ПЕЛАГИАНС ТВО : Hausherr 1935,
Louth 1982; Тимофей I: Martikainen 1989; Феодорит Кирский: Canivet 1961; Филоксен Маббугский: Gribomont 1957b.

ОБЩ И Е ЭН Ц И К ЛОП Е Д И Ч Е С К И Е
И ОБ З ОРН Ы Е С ТАТ ЬИ
Попов К. 1903, 404–431, Amann 1928, Bareille 1939
(включая весьма полезные указатели в DThC
Tables I, 1404–1405), Gribomont 1972, Guillaumont
1980b, Staats 1983a.

М Е С С А Л И А НС Т В О
И О ТД Е Л ЬН Ы Е Т Е КС Т Ы

МОНОГ РАФИ И
Rigo 1983, Stewart 1991, Fitschen 1998a.

— апокрифические тексты: Peterson 1932b;
— «Книга степеней» (и учение этого произведения, не являющегося на самом деле мессалианским источником): ИАБ 5, 92–111; Kmosko
1926, Davids A. 1969a, Guillaumont 1974a, Martikainen 1983, Kowalski 1989, Wickham 1993; Сидоров 1996, 107–110.
— «Макариевский корпус» («за» и «против»):
средневековые схолиасты: Darrouzès 1954a;
ученые нового времени: Δυοβουνιώτης 1924,
Darrouzès 1954a, Ψευτογκᾶς 1967;
ученые новейшего времени:
утверждают о связи «Корпуса» с мессалианством: Villecourt 1920, Wilmart 1920b,
Marriott 1926, Dörries 1941, Gribomont
1972 и другие;
выступают против гипотезы о мессалианстве: Stiglmayr 1925, Völker 1943, Bouyer 1960, Bouyer 1965, Meyendorff 1970,
Dörries 1978, Chatzopoulos 1991, Сидоров
1999 и другие;
особая позиция, учитывающая сильные и
слабые доводы обеих сторон и пытающаяся восстановить ход исторических событий, связанных с обвинениями в мессалианстве «Макариевского корпуса» и
отдельных лиц на протяжении 10 веков
(с IV по XIV), обосновывается в Предисловии к настоящей книге и у Fitschen
1998a (с иной реконструкцией событий).

ИС Т ОЧ Н И К И
Kmosko 1926.
С П Е Ц И А Л ЬН Ы Е С ТАТ ЬИ
Hausherr 1935, Rahner 1937, Folliet 1957, Gribomont
1957a, Gribomont 1965, Dörries 1966a, Dörries
1970, Baker 1974, Fitschen 1993, Guillaumont 1974c,
Guillaumont 1976, Staats 1982, Staats 1983b, Guillaumont 1985, Golitzin 1994a (Ch. IX: «Syria: Mystagogues and Messalians», p. 349–392), Staats 1995, Escolan 1999, 91–123, Burns 2002, Caner 2002, 83–125.
М Е С С А Л И А НС Т В О В КОН ТА К ТА Х
С О ТД Е Л ЬН Ы М И Л И Ц А М И
И ТЕЧЕНИЯМИ
Александр Акимит: de Stoop 1911, Grumel 1937;
Бабай Великий: Guillaumont 1978; Барсаума Низибийский: Vööbus 1947; БОГОМИЛЬС ТВО : Гроссу 1913, Beyer 1982, Коев 1984, Rigo 1989, 1992b,
1996; Василий Великий: Meyendorff 1980; Gribomont 1980a; Григорий Нисский: Kemmer 1956,
Daniélou 1960, Kemmer 1962, Staats 1967, 1968, 1985;
Диадох Фотикийский: Dörr 1937, des Places 1970;
Иоанн Кассиан: Kemmer 1938; Иоанн Пустынник: Paramelle 1989; Иосиф Газзайа: Guillaumont
1958; ИСИХАЗМ : Darrouzès 1954a, Gouillard 1973,
1978, Rigo 1989, Мейендорф 1997; Марк Подвиж-

¹ Издания CM и соответствующая литература указаны на с. 207–218. См. также дополнения на с. 1089–1091.

219