ДАМАССКИЙ ДОКУМЕНТ
57
Примечания
1. Текст начинается непосредственно — без вводных слов — с увещания,
При союзе «и», «а» и наречии времени, которое в пророческих книгах Библии
обычно означает переход к другому сюжету или к выводам. Уже первый издатель, Шехтер, предположил, что мы имеем дело с извлечением из более полного сочинения (Schechter. Introduction, с. X), что подтверждают фрагменты из
кумранских пещер Q 4, 5, 6.
2. Имеется в виду Завет, или Союз, заключенный Богом с «Первыми»,
т. е. с патриархами — родоначальниками человечества и праотцами еврейского
народа, история которых передается в кн. Бытия (ср. Лев. 24:45).
3. Эта фраза исключительно важна для определения отправных пунктов
самого текста. Прямое и наиболее употребительное значение предлога 1 (1е) —
'для' — «для его предания их» = «для того, чтобы Он (Бог) предал их...», дает
возможность понимать текст таким образом, что прошло 390 лет гнева Божьего, прежде чем иудеи были преданы в руки Навуходоносора в наказание за
грехи. Этим вся история секты переносится в эпоху «вавилонского пленения».
Здесь же речь идет явно о событиях, имевших место после разрушения
I Храма: сперва Бог отдал свой народ врагам, мог истребить его целиком, но не
сделал этого, и впоследствии, через определенный срок, послал путь спасения
и руководителя, указавшего этот путь. Сомнения вызвало число — «390 лет».
Некоторые специалисты считали его всецело условным (Втор. 25:2—3). По
нашему мнению, число 390 реально, хотя может быть округлением более точного счисления под влиянием знакомства с датой Иезекиила. Некоторые исследователи предполагают, что, называя число 390 лет, автор Дамасского документа строил схему на основании «предсказания» Даниила о сроке в 70 седьмин
(семилетних циклов) — т. е. 490 лет (Дан. 9:24—25). 490 лет получаются, если
к числу 390 прибавить 20 лет (время формирования секты) и те 40 лет, которые прошли со дня смерти Праведного наставника, и если присовокупить к
этому срок деятельности последнего, который определяют также в 40 лет —
продолжительность одного поколения в Библии (см. Bruce. Biblical Exegesis,
с. 60—61). На наш взгляд, схема книги Даниила оказала влияние в первую очередь на самих исследователей, так как автору Дамасского документа обязательно следовало бы назвать и последнее число: 40 лет условно деятельности руководителя общины, если бы он стремился включить ее в свой расчет. Между тем
он его как раз не называет. В. Беллас и И. Хемпель считают отправной датой
начало строительства II Храма при Зоровавеле, т. е. 536 г., что переносит начало действия к 146 г. до н. э. (Hempel. Texte von Qumran, с. 342—343; см.
специальные статьи: Sacchi. II problema degli anni 390; Walker. The 390 Years
and the 20 Years; Он же. An Awkward Reading in DD).
4. Аарон (Ахарон) — как условное обозначение — жречество; Израиль — светская часть общества и все общество в целом.
5. More sedeq. Форма More (Status constructus) — причастие hif. от корня
yrh с прямым дополнением: «Наставляющий праведности» (в рус. яз. дат. п.).
О переводе на русский язык см. Старкова. Памятники, с. 65—66. О сочетании
образов благодатного дождя и наставника справедливости, содержащихся в
слове «more» (Иоил. 2:23; Ос. 10:12) см. Carmignac. Le retour, с. 240; там же
сводка мнений по вопросу. В дальнейшем (XX, 14) more заменяется словом
уогё. О наличии артикля и об орфографии причастия в текстах CD I, 11; X, 33;