ДОПОЛНЕНИЯ К УСТАВУ КУМРАНСКОЙ ОБЩИНЫ
159^
С особым вниманием следует отнестись к предположению, выдвинутому некоторыми учеными о том, что текст, сохраненный фрагментом
1Q Sa, является программой организации, планом переустройства общества в будущем, который был практически осуществлен Дамасской
группой \ В таком случае 1Q Sa должен предшествовать CD во времени
по крайней мере на несколько лет или десятилетий, автор его должен
принадлежать к организаторам — идеологам секты, близким к личности
Праведного наставника, если не является им самим . Как отметил
А. Капельруд, часто нет возможности провести резкую границу между
действительными и эсхатологическими институтами (Behorden) секты .
Тем не менее мы остаемся на той позиции, что кумранская организация
во всех ее ответвлениях на всем протяжении своего существования
реально стремилась к преобразованию общественных отношений здесь,
на земле, хотя бы в рамках узкой и замкнутой организации. Это, разумеется, не исключает и не ограничивает устремления ее членов и в
особенности их идейных руководителей составить себе представление о
конечных судьбах мира, осуществляемых вмешательством небесных
сил. В ряду сверхъестественных явлений фигура избранника (избранников) — Мессии (Мессий) занимает одно из первых, если не первое, место, как это показывает «отреченная» литература эпохи 4 . Очень интересна и важна мысль Лихта о том, что исторически реальная дамасская
община секты, жизнь которой отражена в Дамасском документе, оказала влияние на проект устройства идеального общества Израиля в будущем 5 .
Библиография
Издания: DJD, I, с. 107—118, табл. XXII—XXIV; Habermann. Megilloth,
с. 59—60; Boccaccio—Berardi. Serek ha-'edah; Verrws. DSS in English, с 118—
121; Richardson. Some notes on 1Q Sa (с англ. перев.); Licht. Rule Scroll,
с 241—270 (с обширным введением и комментариями); Lohse. Texte, с. 45—51
(с нем. перев.).
Переводы:
Gasler.
Scriptures,
с. 307; Burrows. ML, с. 149;
Dupont-Sommer. Ecrits, с. 119—123; Carmignac, Textes, 1963, с. 9—27; Maier.
Texte, I, c. 173, II, с. 154 (примечания); Tyloch. Rekopisy, с. 119—123; Старкова. Дополнения к «Уставу».
1
Rosl. Struktur der Gemeinde, с. 397.
Близкое к этому определение взаимосвязи памятников см. Butler. Chronological Sequence, с. 538—539.
Kapelrud. Behorden der Qumrangemeinde, c. 259.
Яркий образ Мессии мы видим в Ездр. Ш (IV), 13.
5
Licht. Rule Scroll, с. 246.
2