СЛОВА СВЕТИЛЬНЫЕ
271
событиях легендарного Исхода, приведших к законодательству в пустыне (I, 8—9). Высшие авторитеты здесь Тора и Моисей (II, V, 14). Тора
дополняется пророческим откровением (III, 12—13). Заслуги Моисея
настолько велики, что искупают весь народ, несмотря на его греховность (I, 9—10).
Эти пункты сближают гимны с иудейской литературой позднего
послепленного периода.
Несмотря на отсутствие в тексте специфических кумранских
тенденций, сборник «Слова Светильные» нашел доступ в библиотеку
Хирбет-Кумрана благодаря основным положениям молитвы-гимна:
1) исповедание грехов своего и прежних поколений; 2) настойчивое
напоминание о Завете, восстановление и соблюдение которого спасет
народ-конгрегацию в самых тяжелых условиях существования. В обращении к Богу мысль о необходимости спасти и сохранить народ ради
собственной его славы и вознесения ему вечной хвалы соединяется с
напоминанием о заслугах праведных предков, типичным для литературы
мишнаитского периода'. Мотив заслуги патриархов своеобразно дополняется признанием собственных заслуг, выразившихся в том, что Завет
не нарушен общиной, возносящей молитву, несмотря на тяжелые испытания, выпавшие ей на долю (VI, 2—8). Еще одна черта указывает на
время господства селевкидов. Это жалоба на необходимость поклоняться чужому богу в своей земле (V, 3—4). Как известно, ни персы, ни
римляне не вынуждали иудеев Палестины или других занятых ими территорий отказываться от своей религии в пользу культа победителей .
Учение кумранской общины о Завете в дальнейшем приходит к выводу,
что весь народ в целом, все потомки Иакова-Израиля уже не в состоянии хранить и соблюдать Завет как должно из-за влияния эллинизма
(«вина драконов», CD VIII, 9—10). Именно это обстоятельство вынуждает группу «праведных» обособиться от остального народа и бороться
за соблюдение Завета во всей его полноте. Лишь они одни спасутся
в будущий «День взыскания» 3 . По всем этим соображениям «Слова
Светильные» знаменуют начальный период развития кумранской литературы и датируются, вероятнее всего, концом III—началом II в. до н. э.
Библиография
Travail, с. 66—67; Baillet. Recueil liturgique; Он же, Remarques sur
l'edition PL. Kuhn. Nachtrage, с 166—169; Lehmann. Re-interpretation; Старкова. Памятники, с. 13—15; Она же, Слова Светильные.
1
Sjoberg. Gott und Sunder, с. 51—55.
Угроза Второзакония (4:27—28; 28:36, 64; 29:27) предусматривает для порабощенного народа перспективу «служить чужим богам в чужой земле».
3
Thyen. Sundenvergebung, с. 91—98.
2