Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
946 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. 1087 такъ какъ весь народъ, воюя, воскликнулъ: мечъ Господеви и Ге
деону (Суд. ѵіі, 20). Итакъ, подобно тону какъ Монсей соеди¬
ненъ съ Богомъ, не какъ равночестннй Богу, но какъ служитель
Божій, и Сануилъ — съ Богомъ, не какъ равночестннй, но какъ
пророкъ, и Гедеонъ—съ Богомъ, не какъ равночестннй, но какъ
военный вождь, такъ и апостолы — съ Духонъ, какъ проповѣд¬
ники Евангелія. Поэтому познай достоинство и не оскорбляй
чести Духа; познай боговдохновенное богословіе Святой Троицы,
Отца и Сына, и Святаго Духа. Это—несозданное естество, истин¬
ное достоинство, нераздѣльное царство, недѣлимая часть, нераз¬
рывная надежда, непостижимая слава Отца и Сына, и Святаго
Духа, Которому подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе во
вѣки вѣковъ. Аминь. О-
О СВЯТОЙ и Единосущной Троицѣ. [.ЗОЩРЯЮЩІЕ свои яэыки противъ Святой и Единосущной
Троицы, и бѣснующіеся, и замышляющіе ниспроверженіе
достоинства Единороднаго Сына и Святаго Духа изобли¬
чаются самимъ Святымъ Духомъ, говорившимъ чрезъ свя¬
тыхъ пророковъ, и Словомъ, которое возвѣстило о Своемъ прише¬
ствіи во плоти, бывшемъ ради насъ отъ святой Дѣвы, и неивре-
ченномъ, и чуждомъ измѣненіи, вслѣдствіе Его достоинствъ. Бу¬
дутъ же изобличены они окончательно въ день праведнаго суда
Его, когда Онъ снова придетъ съ неба, чтобы прославиться во
святыхъ Своихъ и явиться дивнымъ въ тѣхъ, кто сохранилъ Его
вѣру неизмѣнно. Но, о, возлюбленные, ученики аріанъ и одержи¬
мые безуміемъ македоніанъ осмѣлились говорить о Богѣ вели¬
комъ и Богѣ маломъ и созданномъ, привнося къ намъ эллингомъ.
Тѣмъ свойственно покланяться твари и одного ивъ своихъ боговъ
считать великимъ, а другого умалять. Если недостаетъ чего-либо
Сыну, или Духу, то это не —1 Богъ. Павелъ, порицая ихъ въ по¬
сланіи въ Римлянамъ, говоритъ: почтоша и твари паче Творца, иоке есть благословенъ надъ всѣми Богъ (Римл, і, 25). Если же кланяются твари, называя Сына и Духа тварью,
то они — прокляты согласно словамъ Моисея: проклятъ всякій,
повланяющійся твари и созданію (Второе, ххѵи, 15). Мы же по¬
кланяемся не твари, но несозданной Троицѣ, непреложной, неиз¬
мѣнной и единосущной, не имѣющей ничего привведеннаго или
рабскаго, или достигшаго бытія вслѣдствіе приращенія, какъ бы
такого, что прежде не существовало, а явилось послѣ. Смотри у