Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
слово о блаженномъ Авраамѣ. 8ИДѢЛИ ля вы Юную сѣдину и цвѣтущую старость? Видѣли 787
ли мужественнаго ратоборца, боровшагося съ природою н
$ своимъ сердцемъ? Видѣли ли мужа, который въ глубокой
і старости крѣпче адаманта? Ослабѣла крѣпость его тѣла, но
крѣпка сила его вѣры. Таковы дѣла служенія церкви, что сла¬
бость тѣла нисколько не вредитъ бодрости вѣры; дряхлая сѣдина,
соединенная съ окрыленною вѣрою, служитъ украшеніемъ церкви,
и атому особенно радуется церковь. Во внѣшнихъ дѣлахъ ста¬
рецъ безполезенъ и нн къ чему не способенъ, но во всемъ заслу¬
живаетъ извиненія, по слабости своей не имѣя возможности быть
полезнымъ въ дѣлахъ необходимыхъ. Напримѣръ старецъ не мо¬
жетъ ни выходить на войну, ни всходить на коня, ни бросать
копья, ни обращать щита, ни переносить зноя солнца, ни выно¬
сить продолжительности путешествія, ня терпѣть жестокости го¬
лода и тяжести тревогъ, но сидитъ въ спокойномъ мѣстѣ, на¬
ходя себѣ оправданіе въ сѣдинѣ. То же можно видѣть и на ко¬
рабляхъ: старецъ не можетъ ни управлять кормиломъ, ни разсѣ¬
кать морей, ни дѣйствовать весломъ, ни поднимать парусовъ, ни
бороться съ противными вѣтрами, ни переносить жестокости
холода, ни дѣлать чего-нибудь другого подобнаго, но сидитъ въ
кораблѣ, находя себѣ извиненіе въ возрастѣ. То же можно видѣть
и у земледѣльцевъ: старецъ не можетъ нн влечь плуга, ни про¬
водить борозды, ни укрощать коней, ни удерживать силы мощ¬
ныхъ воловъ, ни выносить жара и сильнаго зноя и тяжести за¬
ступа, или чего-нибудь другого нужнаго въ земледѣліи, но сидитъ
дома, находя себѣ оправданіе въ сѣдинѣ. А дѣла церкви не та¬
ковы,—но когда состарѣются живущіе добродѣтельно, тогда они
становятся наиболѣе полезными, потому что вдѣсь требуется не
крѣпость тѣла, но сила вѣры. Таковъ былъ Авраамъ, ослабѣвшій
по тѣлу, но сильный по вѣрѣ. Онъ былъ старъ, но въ глубокой
старости боролся съ природою и воздвигъ великіе трофеи по¬
бѣды; былъ старъ, но оказался крѣпче желѣза и тверже ада¬
манта. Когда онъ былъ въ юномъ возрастѣ, то не сдѣлалъ ни¬
чего столь славнаго, но когда прошло время этого возраста,
тогда онъ вовдвигъ трофей побѣды; онъ былъ въ глубокой ста¬
рости, но старость не была для него препятствіемъ. Поэтому н
Богъ, зная твердость его, является ему и говоритъ: изыди отъ ПОРИІЯ ОВ. ІОАННА (НАТО РОТА ГО. 50