Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
858 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТО70ТАГО. БЕСѢДА на слова: „изыде повелѣніе отъ кесаря Августа0 и на „внесе¬
ніе въ перепись" святой Богородицы. 795 РіОЗЛЮБЛЕННЫЕІ Когда общій нашъ Спаситель Іисусъ Хри-
*^> стосъ имѣлъ родиться, отъ кесаря Августа выходитъ общее по- '? велѣніе, касающееся вселенной. Такъ такъ всеобщая благодать
і должна была возсіять на всю вемлю, то нѣкоторымъ образомъ
и дѣло общественное соприкасается съ религіею, и, при рожденіи
Спасителя, происходитъ одно повелѣніе во всей вселенной. Итакъ,
изыде повелѣніе отъ кесаря Августа, чтобъ была сдѣлана пере¬
пись всей вселенной для приготовленія единенія религіи, для при¬
готовленія пути евангельской проповѣди, для приготовленія пути
ученію. Прежде было, конечно, много мѣстныхъ начальственныхъ
учрежденій, не было кесарева новелѣнія, касавшагося того все¬
общаго объявленія; а когда при посредствѣ проповѣди вѣра
благочестія должна была распространиться по всей вселенной,
вселенная соединяется йодъ однимъ лозунгомъ; н не только
вселенная, но и венное — съ небеснымъ, и къ пользѣ для людей
благочестіе доводится до общаго свѣдѣнія, чтобы божественная
истина ни отъ кого не осталась сокрытою. Кесарь Августъ пове¬
лѣваетъ—и Іосифъ повинуется и беретъ Дѣву. Когда ты спросишь
аілина или даже самого іудея о томъ, почему Августъ удостоился
чести много времени царствовать (а онъ царствовалъ пятьдесятъ
шесть лѣтъ и четыре мѣсяца), то они ничего не отвѣчаютъ, но,
не зная причины вещей н не вѣря Божіей благодати, думаютъ,
что весьма продолжительное время выпало ему на долю по нѣ¬
которому жребію. При немъ родился Іисусъ Христосъ. Поэтому,
если Августъ былъ римскимъ императоромъ и, притомъ, первымъ,
то Христосъ естественно воспринялъ на Себя исполненіе домо¬
строительства Божія объ Его воплощеніи при основаніи римскоі
имперіи. Долженъ былъ быть введенъ жевлъ желѣзный, жезлъ, о
которомъ говоритъ Давидъ: упасеши я жезломъ желѣзнымъ; г.
проси отъ Жене, и дамъти языки достояніе Твое, и одержаніе
Твое концы земли (Псал. и, 9, 8), какъ будто бы Отецъ бесѣдо¬
валъ съ Сыномъ и говорилъ: іудеи отреклись отъ Твоего царства 796 и оскорбили Твою власть; это—народъ презрѣнный, немного т*г
кихъ, которые обратились. Проси отъ Жене, и дамъ Ти языки
достояніе Твое, и одержаніе Твое концы земли, не уголъ Пале-