384 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА. 8ЛАТОУОТАГО. БЕСѢДА ДЕВЯТАЯ. О покаяніи и о тѣхъ, кто оставляютъ собранія; здѣсь же о священ- ной трапезѣ и судѣ. 343 ІШАКЪ сѣятелямъ нѣтъ никакой польэы, когда они бросаютъ (Дсѣмена при дорогѣ, такъ н намъ нѣтъ никакой польвы отъ
$ того, нто именуемся христіанами, если не оправдываемъ на-
' именованія соотвѣтствующими дѣлами. Если желаете, пред¬
ставлю вамъ достовѣрнаго свидѣтеля (атому), брата Божія, Іакова,
который говоритъ: вѣра безъ дѣлъ мертва есть (Іак. п, 20). Итакъ,
всюду необходимо упражненіе въ (добрыхъ) дѣлахъ, а безъ него
н наименованіе христіаниномъ не можетъ принести намъ польвы.
И не удивляйся. Скажи мнѣ, въ самомъ дѣлѣ, какая польза воину
отъ того, что онъ состоитъ на военной службѣ, когда онъ не
достоинъ ея, н, будучи питаемъ на счетъ царя, не сражается за
него? Можетъ быть,—хотя и ужасно слово мое,—лучше было бы 344 ему не вступать вовсе въ военную службу, чѣмъ вступивши не
радѣть о царской чести. Какъ можетъ не подвергнуться наказанію
тотъ, кто живетъ на счетъ царя, а 8а царя не сражается? Да
что говорю я, 8а царя? Пусть хоть заботились бы мы о своей
душѣ. Но какъ, скажешь, живя въ мірѣ, среди безпокойства, могу
я спастись? Что ты говоришь, человѣкъ? Хочешь, я кратко укажу
тебѣ, что не мѣсто спасаетъ, а обравъ живни и произволеніе?
Адамъ въ раю, какъ бы въ пристани, потерпѣлъ крушеніе, а
Лотъ, живя среди содомлянъ, какъ бы въ морѣ, спасся. Іовъ за¬
служилъ оправданіе, будучи на гноищи, а Оаулъ, пребывая въ
чертогахъ, лишился и вдѣшяяго царства, и будущаго. Нельзя
оправдываться словами: не могу я жить въ мірѣ, среди безпокой¬
ства, и спастись. Откуда берется такое оправданіе? Отъ того, что
вы не часто приходите, одни—на молитву, другіе—иа божествен- 345 ныя собранія. Развѣ вы не видите, какъ стараются тѣ, кто же¬ лаетъ получить почести отъ вемного царя, и какъ они склоняютъ
къ ходатайству (за нихъ) другихъ, чтобы не лишиться того, чего
они домогаются? Это говорится о тѣхъ, кто оставляетъ освященныя
собранія и въ часъ страшной и таинственной трапевы занимается
бесѣдами и пустыми разговорами. Что дѣлаешь ты, человѣкъ? Не
обѣщался ли ты священнику, и на его слова: горѣ имѣимъ умъ
вапгь н сердца, не сказалъ ли: имамы ко Ты не чув¬ ствуешь страха, не стыдишься оказаться лжецомъ въ самый страш¬
ный часъ? Удивительно! Когда . уготована таинственная трапеза,
когда вакалается 8а тебя Агнецъ Божій, когда за тебя подвизается
священникъ, когда духовный огонь истекаетъ отъ пречистой тра-