Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
928 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТ0У0ТАГ0. КЪ ІУДЕЯМЪ и эллинамъ, и еретикамъ; и на слова; вванъ бысть Іисусъ на бракъ (Іоан, и, 2). В. ТЕНЦЫ ласточекъ сидятъ въ гнѣвдѣ, ожидая прибытія ро¬
дителей, приносящихъ инъ пищу; а послѣ того, какъ увидятъ,
| что они являются,...1) летятъ на легкомъ крылѣ ума. Подоб-
1 ннмъ же образомъ и я, намѣреваясь приближаться къ этому
духовному гнѣзду, прежде, воввыш&я голосъ, прославляю Бога за
то, что Онъ далъ мнѣ таковыхъ нѣжно любящихъ дѣтей. Но, ко¬
нечно, у ласточекъ пища дается иэъ устъ въ уста, у насъ же не
такъ бываетъ, но—ивъ устъ въ ухо. И та (пища) имѣетъсвоимъ слѣд¬
ствіемъ тлѣніе, эта же—нетлѣніе; та питаетъ тѣла, эта же утучняетъ
душу. Но это все сказано мною не просто и не безъ причины;
напротивъ, такъ какъ мѣсто прочтеннаго сегодня Евангелія руко¬
водствуетъ насъ въ атому ученію, то необходимо васъ наставить.
Званъ бысть, говоритъ (Писаніе), Іисусъ на брань (Іоан, н, 2).
Но, прошу, соберитесь съ мыслями, обращайте вниманіе на то,
что говорится. Такъ какъ нѣкоторые приводятъ въ извиненіе бравъ,
иные ссылаются на дѣтей, иные на военную службу, иные на
торговлю, иные на искусство, иные на рабство, иные на богатство,
иные на бѣдность и на нѣчто другое подобное, то, поэтому, я
хочу показать вамъ, что ни богатство не служитъ препятствіемъ,
ни бѣдность, ни военная служба, ни торговля, ни бравъ, ни дѣти,
ни рабство, ни искусство, ни что-либо иное ивъ токоваго. Званъ
бысть Іисусъ па бракъ. Пошелъ ли, или не пошелъ? Ясно, что
отправился. Итакъ, если Онъ пошелъ, то какимъ же обратомъ
бравъ будетъ дурнымъ? И ты не имѣешь оправданія? Я же не
только говорю, что Онъ пошелъ, но и принесъ дары, такъ какъ
превратилъ воду въ вино. Поэтому не приводи себѣ въ извиненіе
брака. Господь твой прибылъ на бракъ и прославилъ бракъ, а ты
безчестишь бравъ и говоришь, что бракъ служитъ препятствіемъ?
Онъ не есть какое-либо препятствіе для благочестія. Хочешь
угнать, что нисколько не вредно имѣть* жену н дѣтей? Не имѣлъ л
Ю7в жены и дѣтей Монсей? Не былъ ли дѣвственникомъ Илія? Не Мои¬
сей ли свелъ манну съ неба, не Илія ли ниввелъ съ неба огонь?
Не Моисей ли сдѣлалъ, что прилетѣли перепелы? Не Илія ли сло¬
вомъ заключилъ небо? Не съ Моисеемъ ли бесѣдовалъ Богъ? Не ') Здѣсь въ греч. подлинникѣ, очевидно, пропускъ.