Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
474 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО. бѣдные, неинущіе н уничиженные, если бы они не имѣли помощи
въ знаменіяхъ. Впрочемъ, и ты не остался чуждымъ благодати
Духа, но еще и нынѣ много знаменій втого дара, которыя гораздо
важнѣе и удивительнѣе даже вышеисчисленныхъ, потому что не
одно и то же—воскресить умершое тѣло, или избавить отъ поги¬
бели душу умерщвленную грѣхами, чтб совершается чрезъ крещеніе;
не одно в то же—отогнать болѣзни плоти, или сложить бремя грѣ¬
ховъ; не одно и то же—исправить поврежденный главъ, или оза¬
рить свѣтомъ помраченную душу. Такъ, если бы не было залога
Духа и нынѣ, то не существовало бы крещенія, не было бы ни
отпущенія грѣховъ, ни оправданія и освященія, не получали бы
мы усыновленія, не были бы причастниками таинствъ, — потому
что безъ благодати Духа не могло бы быть таинственнаго тѣла
и крови; не имѣли бы мы и священниковъ, потому что безъ Его
наитія не можетъ быть рукоположеній. Можно было бы указать
и много другихъ знаменій благодати Духа. Такимъ образомъ н
ты имѣешь залогъ Духа, слагаешь мертвенность души и ненра-
вость помысловъ и оставляешь нечистую живнь. Не будемъ же
сомнѣваться въ будущемъ, получивъ такіе залоги; всесторонне
усвоивъ ученіе о воскресеніи, покажемъ и жизнь, достойную этого
ученія, чтобы достигнуть иеизмѣняющихся благъ, превосходящихъ
всякое слово и умъ человѣческій, которыхъ да сподобимся всѣ
мы, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа,
чрезъ Котораго и съ Которымъ Отцу, со Святымъ Духомъ, слава
во вѣки вѣковъ. Аминь.
СЛОВО ПРОТИВЪ УПИВАЮЩИХСЯ И О ВОСКРЕСЕНІИ, сказанное во святую и великую недѣлю Пасхи *). 433 [Щ Ы ОТЛОЖИЛИ бремя поста, но не будемъ откладывать плодовъ
•Нг поста, потому что можно отложить бремя поста и собирать пло-
х дн поста. Прошелъ трудъ подвиговъ, но не должно проходить
I усердіе къ добрымъ дѣламъ; прошелъ постъ, но пусть оста¬
нется благочестіе; или лучше сказать: не прошелъ и постъ. Впрочемъ
не бойтесь; ото схавалъ я, не думая проповѣдывать вамъ о дру¬
гой четыредесятницѣ, но желая внушить вамъ такія же добро¬
дѣтели. Прошелъ постъ тѣлесный, но не прошелъ постъ духов¬
ный; этотъ лучше того,, и тотъ установленъ для этого. Какъ *) Предполагаютъ, что схавано въ 395 г.