Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДЫ О СВ. АПОСТОЛѢ ПАВЛѢ т. 539 Богъ не лицепріятенъ. И Павла Онъ создалъ, и тебя Онъ же про¬
извелъ; какъ его Онъ—Владыка, такъ—и твой; какъ его просла¬
вилъ, такъ и тебя хочетъ увѣнчать. Дадииъ же обѣщаніе очистить
себя, чтобы и намъ, получивъ обильную благодать, удостоиться
тѣхъ же благъ, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего
Іисуса Христа, Котороиу слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь. БЕСѢДА ПЯТАЯ
о святомъ апостолѣ Павлѣ. (го'ДѢ ТЕПЕРЬ тѣ, которые обвиняютъ смерть и говорятъ, что 495
[у ото страстное и тлѣнное тѣло служитъ для нихъ препятствіемъ
? къ добродѣтели? Пусть они слушаютъ о дѣлахъ Павла— ? и оставятъ эту злую клевету. Какой вредъ нанесла смерть
нашему роду? Какимъ препятствіемъ для добродѣтели послужила
тлѣнность? Посмотри на Павла, и увидишь, что смертность
доставила намъ даже величайшую пользу. Если бы онъ не былъ
смертнымъ, то не могъ бы сказать, или—лучше—не могъ бы
показать того, что онъ вправилъ дѣлами: вся дни умираю: 49в тако ми ваша похвала, юже имамъ о Христѣ Іисусѣ (1 Кор.
хт, 31). Во всемъ намъ должно имѣть душевное усердіе,—и ни¬
сколько не будетъ препятствіемъ то, что мы подвержены выше¬
сказанному. Развѣ Павёлъ не былъ смертнымъ? Развѣ ве былъ
простолюдиномъ? Развѣ не былъ бѣднымъ и не пріобрѣталъ пищу
ежедневными трудами? Раевѣ не имѣлъ тѣла, подверженнаго всѣмъ
естественнымъ потребностямъ? А что воспрепятствовало ему сдѣ¬
латься такимъ, какимъ онъ былъ? Ничто. Поэтому никто ивъ бѣд¬
ныхъ пусть не падаетъ духомъ, никто изъ простолюдиновъ пусть
не унываетъ, никто ивъ уничиженныхъ пусть не сѣтуетъ, но только
тѣ, которые имѣютъ душу разслабленную и умъ обезсилѣвшій. 497
Одно только бываетъ препятствіемъ въ добродѣтели—порочность
души и разслабленіе ума, а кромѣ того ничто другое. Это видно
изъ примѣра блаженнаго (апостола), собравшаго насъ нынѣ.
Какъ ему нисколько не повредило вышеуказанное, такъ напро¬
тивъ язычникамъ не принесло никакой пользы ни краснорѣчіе, ни
обиліе богатства, ни знатность рода, ни величіе славы, ни власть. Что говорить о людяхъ? Или лучше, для чего долго держать рѣчь
о землѣ, когда можно намъ свагать о вышнихъ силахъ, началахъ,
властяхъ и міродержителяхъ тьмы вѣка сего? Какую польгу при¬
несло имъ то, что они получили такое естество? Не явятся ли
всѣ эти силы, чтобы быть судимыми Павломъ и подобными ему? Не вѣете ли, говоритъ онъ, яко ангеловъ судити имамы, а не