Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
906 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ХАТ0УОТАГО. рвтъ (Писаніе), произнесенія жестокаго слова, тотъ разуменъ;
сотовъ медовніи словеса добрая, сладость же ихъ исцѣленіе души:
суть, иже глаголюще, уязвляютъ аки мечи, же премудрыхъ исцѣляютъ (Притч. х, 19; хѵі, 24; хіі, 18). Прекрасно также въ
умѣренной степени заниматься и божественными пѣснями; такая
веселость освящаетъ душу, по апостолу: говоритъ онъ, духомъ, воспѣвающе и поюще въ сердцахъ вашихъ Господеви
(Ефес. г, 18—19). Посему, прекрасно со стараніемъ преслѣдовать
такого рода веселіе и, по причинѣ какой-то суровости и жест¬
кости характера, не относиться лѣниво къ божественному пѣсно¬
пѣнію, какъ еслибы мы не считали достойнымъ возносить голосъ
для воспѣванія Бога. Надлежитъ, чтобъ къ такому божественному
дѣлу и въ втой святой бесѣдѣ мы были весело настроены, но не
увлекались сладкогласіемъ, не услаждались страстно божествен¬
ными пѣснями, не восторгалась нѣжными и мягкими звуками, не
смотрѣли кругомъ—туда и сюда для того,- чтобъ тебя похвалили,
а радовались въ Богѣ - и старались нравиться Одному только Ему,
притомъ въ особенности такъ, чтобы веселое оказывалось въ соче¬
таніи съ честностью, чтобы страхъ въ Богу приносилъ намъ чест¬
ность, а божественное пѣніе приводило къ веселію и производило
въ насъ подобіе вѣчной радости, среди каковой прекрасно посту¬
павшіе 8ДѢСЬ ЛЮДИ будутъ проводить будущую ЖИ8НЬ предъ Госпо¬
домъ, Которому слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь. СЛОВО о постѣ и милостынѣ. 1059 ІкЖРЕЕРАСЕНЪ постъ, прекрасно также и чтеніе Писаній; но
прекрасно въ томъ случаѣ, когда ва нимъ слѣдуетъ дѣло,
I такъ какъ, если ты читаешь, а не дѣлаешь, то чтеніе бы-
' ваетъ тебѣ въ осужденіе и въ поводъ въ наказанію. Не слы-
шателіе бо закона, говорится, праведна предъ Боши, но творцы
закона, (сіи) оправдятся (Римл, и, 13); и опять Христосъ гово¬
ритъ: аще не быхъ пришелъ и хлаюлалъ имъ, грѣха не быша гъмѣли,
нынѣ же вины не имущъ о грѣсѣ своемъ (Іоан, хт, 22). Блаженъ
говорящій въ уши слушателей, въ особенности когда они упла¬
тятъ лихву; а лихва — послушаніе и исполненіе заповѣдей Бо¬
жіихъ, какъ говоритъ Господь: и пришедъ азъ взялъ быхъ свое съ
лихвою (Мѳ. ххг, 27). Итакъ,' чтб ты, братъ, собралъ при помощи
поста? Вѣдь и земледѣлецъ сѣетъ для того, чтобы сжать, и ку-