Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА ТРЕТЬЯ. О тонъ, что грѣхъ отъ безпечности, а добродѣтель отъ рачительности*
и что бдительному не могутъ повредить ни злые люди, ни самъ діа¬
волъ; также доказательство, почерпнутое изъ многаго другого и изъ.
того, что касается Адама и Іова. 0. ЕРЕДЪ вчерашнимъ днемъ мы бесѣдовали съ вашей любовью-
о діаволѣ, а иные предъ вчерашнимъ хе днемъ, когда шла.
1 здѣсь такая бесѣда, сидѣли въ театрахъ и смотрѣли на.
діавольскій праздникъ; они слушали блудныя пѣсни, вы вни¬
мали духовнымъ наставленіямъ; они вкушали скверну діавольскую,,
вы насыщались духовнымъ мгромъ. Ето хе увлекъ ихъ? Кто от-
2вб лучилъ ихъ отъ священнаго стада? Ухели и ихъ обольстилъ діа¬
волъ? Какъ хе онъ не обольстилъ васъ? Вы и они—одинаковые
люди, разумѣю—по природѣ; у васъ и у нихъ одинаковая душа,
одинаковыя природныя наклонности: какъ хе вы и они не оди¬
наковы въ дѣлахъ? Такъ какъ не одинакова воля у васъ и у нихъ,
то они—въ обольщеніи, а вы—не въ обольщеніи. Говорю это опять
не въ оправданіе діавола, но чтобы освободить васъ отъ грѣховъ.
•Золъ діаволъ, признаю ото и я; но онъ золъ для себя, а не для
насъ, если только мы бдительны. Таково свойство грѣха: онъ
пагубенъ только дѣлающимъ его; не такова, напротивъ, добродѣ¬
тель: она можетъ приносить пользу не только дѣлающимъ ее,
но и блихннмъ. И чтобы увѣрился ты, что злой золъ для себя,
а добрый добръ и для другихъ, представляю тебѣ свидѣтельство
изъ Притчей. Сине, сказано, аще золъ будеши, единъ почерянеиш
злая: аще же премудръ, себѣ и искреннему (Притч. іх, 12). Они обольщены въ театрахъ, а вы не обольщены: ето самое
важное опытное доказательство, ясное свидѣтельство и неопровер¬
жимый доводъ на то, что во всемъ властна воля. Этимъ-то дока¬
зательствомъ воспользуйся и ты. Когда увидишь, что человѣкъ
живетъ порочно и дѣлаетъ всякій грѣхъ, между тѣмъ жалуется
на Промыслъ Божій и говоритъ, будто Онъ предалъ нашу при¬
роду неизбѣжному року и судьбѣ, и жестокому владычеству де¬
моновъ,—что итогъ человѣкъ во всемъ снимаетъ вину съ себя н
слагаетъ на Создателя и Промыслителя вселенной: загради ему
уста, не словомъ, но дѣломъ, указавъ на другого, такого хе, какъ
и онъ, человѣка, живущаго добродѣтельно н честно. Не нужно