Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
156 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТ0УСТАГ0. деждою, получить налъ обѣщанныя блага по благодати и человѣко¬
любію Господа нашего Іисуса Христа, чрезъ Котораго и съ Ко¬
торымъ слава Отцу, со Святымъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки
вѣковъ. Аминь. БЕСѢДА. ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. Когда весь народъ освободился отъ безпокойства и сталъ благоду¬
шенъ, нѣкоторые снова возмутили городъ, выдумывая ужасные слухи,
и были изобличены: посему и сказана зта бесѣда, съ увѣщаніемъ о клят¬
вахъ, для чего приведена исторія объ Іонаѳанѣ, Саулѣ и Іефѳаѣ, и
показано, сколько отъ одной клятвы бываетъ клятвопреступленій. «Е МАЛО діаволъ возмутилъ вчера нашъ городъ, не мало и
т Богъ опять утѣшилъ насъ сегодня,—такъ что и каждому ивъ
• насъ благовременно сказать пророческія слова: * болѣзней моихъ въ сердцѣ мо, утѣшенія твоя
•душу мою (Пс. хсш, 19). Впрочемъ, Богъ показалъ Свое попеченіе
о насъ не только тѣмъ, что утѣшилъ, но и тѣмъ, что попустилъ
намъ быть возмущенными: никогда я не переставалъ говорить, и
-сегодня скажу, что не только прекращеніе бѣдствій, но и попу¬
щеніе ихъ бываетъ по благоволенію Боаию. Когда (Богъ) увидитъ,
что мы склоняемся къ безпечности, удаляемся отъ единенія съ
Нимъ н ни мало не заботимся о духовномъ, Онъ нѣсколько оста¬
вляетъ насъ, чтобы мы, вразукившись этимъ, съ большимъ усер¬
діемъ обратились къ Нему. И чему дивишься, что Онъ дѣлаетъ
вто съ нами, безпечными, когда и Павелъ той же причинѣ при¬
писывалъ искушенія, и свои, и учениковъ своихъ? Посылая къ
Коринѳянамъ второе посланіе, онъ такъ говоритъ: не осощемъ
васъ, братіе, не вѣдѣти о скорби нашей, бывшей намъ во Асіи, ■яко по премноху и паче силы о яко не надѣятися
намъ и жити, но сами въ себѣ осужденіе смерти имѣхомъ
{2 Кор. і, 8—9). Эти изреченія значатъ: насъ постигли столь
великія опасности, что мы отчаялись въ живни, и уже не надѣя¬
лись ни на какую счастливую перемѣну, но только ожидали
-смерти (таковъ смыслъ словъ: сами въ себѣ осужденіе смерти
имѣхомъ): однакоже, послѣ такой безнадежности, Богъ прекра¬
тилъ бурю, отвелъ тучу и исторгъ пасъ игъ самыхъ вратъ смерти.
Показывая потомъ, что и допущеніе до такой опасности было
дѣломъ великой попечительности| (Павелъ) упоминаетъ о пользѣ
■отъ искушеній; она состояла въ томъ, чтобы постоянно взирать