Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА ВОСЬМАЯ. Увѣщаніе къ добродѣтели, и на слова: въ рай' по по¬ полудни (Быт. ш, 8), и—о воздержаніи отъ клятвъ. РіЫ НЕДАВНО *) узнали, какъ все Писаніе доставляетъ утѣ- 97
шеніе и отраду, хотя бы то было историческое повѣствованіе. $ Иэреченіе: въ началѣ сотвори Богъ небо и землю (Быт. і, 1) I излагаетъ исторію, но слово показало, что въ этомъ изре¬
ченіи заключается великое утѣшеніе: именно, что Богъ устроилъ
двоякую трапезу, предложивъ вмѣстѣ землю и море; возжегъ вверху
двоякаго рода свѣтило—солнце и луну, и сдѣлалъ два тока вре¬
мени—день и ночь, тотъ для дѣятельности, а это для успокоенія. И ночь, не меньше дня, оказываетъ намъ услуги,—подобно тому
жакъ и о деревьяхъ сказалъ я, что безплодныя доставляютъ пользу
наравнѣ съ плодовитыми, не принуждая насъ употреблять на по¬
стройку садовыя деревья; равно какъ и дикія и свирѣпыя живот¬
ныя доставляютъ намъ пользу не меньше кроткихъ, потому что и
«трахомъ сгоняютъ насъ въ города, и дѣлаютъ болѣе осмотритель¬
ными, и тѣсно соединяютъ насъ другъ съ другомъ, и въ однихъ
упражняютъ силу, а другихъ освобождаютъ отъ болѣзней (потому
что врачи приготовляютъ ивъ нихъ многія лѣкарства), и напоми¬
наютъ намъ о древнемъ грѣхѣ. Такъ, когда услышу: страхъ и тре¬
петъ вашъ будетъ на всѣхъ звѣрехъ земныхъ (Быт. іх, 2), и увижу
лотомъ, что эта честь утрачена, то вспоминаю о грѣхѣ, который
и истребилъ (въ звѣряхъ) страхъ предъ нами, и подорвалъ нашу
власть,—н становлюсь лучшимъ и благоразумнѣйшимъ, узнавъ, ка¬
кой уронъ понесли мы чрезъ грѣхъ. Итакъ повторяю: какъ эти
вещи, о которыхъ сказано, и еще большее количество другихъ,
которыя знаетъ создавшій ихъ Богъ, приносятъ намъ въ жизни
не малую нольву, такъ и ночь не меньше дня доставляетъ пользы,
служа успокоеніемъ отъ трудовъ и врачествомъ ,отъ болѣзней.
Часто бываетъ, что врачи, употребивъ великія усилія и испытавъ и
множество лѣкарствъ, не могутъ освободить больного отъ болѣзни; •а приходитъ самъ собою сонъ—и совсѣмъ прекращаетъ болѣзнь
и избавляетъ врачей отъ безчисленныхъ трудовъ. Но ночь служитъ
врачествомъ не только отъ недуговъ тѣлесныхъ, но и отъ душев¬
ныхъ болѣзней, успокоивая скорбящія души. Какъ часто иной,
лишившись сына, не смотря на безчисленное множество утѣшяв- ’) См. предыдущ. VII бесѣд.