Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
О молитвѣ СЛОВО ПЕРВОЕ. кі О ДВУМЪ причинамъ надлежитъ ублажать слугъ Божіихъ и 775
Др? удивляться якъ: потоку что надежду на свое спасеніе они
Т выразили въ святыхъ молитвахъ и потому что, сохранивъ
I на письмѣ тѣ гимны н образцы молитвъ, какіе они съ ра¬
достію и страхомъ возносили Богу, передали это свое сокровище
и намъ, для того чтобы быть въ состояніи привлечь въ своей соб¬
ственной ревности и все потомство. Такъ и слѣдуетъ, чтобъ ха¬
рактеръ учителей переходилъ на тѣхъ, кто входитъ съ ними въ
сообщество, чтобы слушатели пророковъ являли себя подражате¬
лями ихъ праведности, чтобы мы все время жиян въ молитвахъ и
служенія Богу и попеченіи о Немъ, считая это именно жизнію,
его—вдоровьенъ и богатствомъ, это—предѣломъ благъ, т. е. возноше¬
ніе молитвъ Богу чистою и неиспорченною душею. Какъ солнце-
свѣтъ для тѣла, такъ молитва—для души. Итакъ, если для слѣ¬
пого служитъ бѣдствіемъ—не видѣть солнца, то сколь велико бѣд¬
ствіе для христіанина не молиться непрерывно и не вводить по¬
средствомъ молитвы въ свою душу свѣта Христова? Однако, кто
не изумился бы и не удивился человѣколюбію Бога, какое Онъ
проявляетъ въ отношеніи къ намъ, даруя людямъ столь великую
честь, что удостоилъ и молитвы, и бесѣды Своей? Во время мо¬
литвы мы воистину говоримъ съ Богомъ; чрезъ нее вступаемъ
въ соединеніе и съ ангелами, и весьма ясно удаляемся отъ обще¬
нія съ неразумными существами. Молитва—и ангеловъ долгъ, вов-
выпдетъ и ихъ достоинство, хотя бесѣдовать съ Богомъ—нѣчто
высшее по сравненію съ достоинствомъ ангеловъ. А что и въ са¬
момъ дѣлѣ—нѣчто высшее, объ этомъ учатъ насъ они сами, съ
великимъ страхомъ вовнося свои молитвы, давая и намъ виать и
понимать, что приходящимъ къ Богу надлежитъ дѣлать это съ
' радостью и страхомъ: со страхомъ, чтобъ намъ не оказаться не¬
достойными молитвы, съ радостію же вслѣдствіе обширности чести,
вслѣдствіе того, что смертный родъ удостоенъ столь великаго по¬
печенія, что непрерывно наслаждается даже божественною бесѣ¬
дою, чревъ посредство которой мы перестаемъ быть и смертными,
м преходящими, по природѣ своей будучи смертными, а чревъ