Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
358 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. всякій грѣхъ. Миръ, говоритъ апостолъ, имѣйте со всѣми и
святыню, ея же кромѣ никто же узритъ Господа (Евр. хіі, 14).
А кто недостоинъ видѣть Господа, тотъ недостоинъ и пріобщенія
тѣла Господня. Поэтому Павелъ говоритъ: каждый да искушаетъ
себе, и тако отъ хлѣба да ястъ и отъ чаши да піетъ (1 Кор.
хі, 28). Не обнаружилъ раны, не выставилъ вины на всеобщій
позоръ, не представилъ свидѣтелей преступленія: нѣтъ, внутри—
въ совѣсти, въ отсутствіи всѣхъ, кромѣ всевидящаго Бога, творв
судъ и изслѣдованіе своихъ грѣховъ, и, разбирая всю жизнь,
веди грѣхи на суднлнще ума; исправь проступки, и потомъ уже
съ чистою совѣстію приступай въ священной трапезѣ, и прнча-
—324 щайся святой жертвы. Это имѣя въ умѣ, также помня сказанное
намн о невоздержаніи и то, какое наказаніе угрожаетъ безстыдно
смотрящимъ на лица женъ, а прежде и геенны имѣя предъ очами
страхъ и любовь Божію, будемъ очищать себя во всемъ н такимъ
оврагомъ приступать въ священнымъ тайнамъ, да пріимемъ ихъ,
не въ судъ и осужденіе, но во спасеніе и эдравіе души, п въ
непрестанную надежду на это спасеніе, о Христѣ Іисусѣ, Го¬
сподѣ нашемъ, Которому слава и держава вовѣки вѣковъ.*Амннь. БЕСЪДА СЕДЬМАЯ. О покаяніи и сокрушеніи сердца, а также о томъ, что Богъ скоръ на
спасеніе и медленъ на наказаніе; здѣсь же дивная повѣсть о Раави. згз ДрОЖЕСТВЕННЫЙ апостолъ всегда говоритъ божественнымъ
небеснымъ языкомъ, и съ великимъ искусствомъ преподаетъ
? евангельское слово, нврекая правила вѣры не отъ собствен-
• наго разума, а по царской своей власти. Преимущественна
же онъ обнаруживаетъ такое искусство тогда, когда обращается
съ рѣчью о покаяніи къ согрѣшающимъ. О томъ же самомъ пред¬
метѣ и я буду бесѣдовать съ вами. Итакъ, вм слышали,—коснусь
сказаннаго лишь отчасти,—какъ зтотъ доблестный и дивный мужъ,
бесѣдуя съ коринѳянами, говорилъ: (боюсь) еда како не восплачуся многихъ прежде согрѣши не покаявшихся (2 Кор.
хіі, 20, 21). По природѣ зтотъ великій учитель былъ человѣкъ,
а по волѣ—Божій служитель, почему онъ и говоритъ какъ бы
небеснымъ языкомъ, и какъ будто возглашая ивъ самыхъ небесъ,
и грѣшниковъ устрашаетъ угрозами, и кающимся обѣщаетъ про¬
щеніе. Когда я говорю зто, то приписываю власть не (личному)
слову Павла, а возвожу все къ благодати Божіей, о чемъ гово-