Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
Г.ИСѢДЛ ЧЕТВЕГГЛЯ. о іі о і,-а и и і іі и н о .і и т и ѣ. ВАСТУ ХИ водятъ овецъ постоянно туда, гдѣ видятъ траву а»»
гуще, н дотолѣ не выгоняютъ ихъ оттуда, пока стадо пе по-
5 щиплетъ всю траву. Подражая инъ, н мы вотъ уже четвертый
день пасенъ свое стадо на пастбищѣ покаянія, да и сегодня
еще не располагаемся встать, потону что видимъ еще много пяіци,
много наслажденія іі вмѣстѣ пользы. Не столько древесныя вѣтвя, служащія для овецъ кровомъ въ
полдень, успокоиваютъ овецъ, доставляя пріятную и полезную тѣнь
іі располагая въ весьма сладкому сну, сколько чтеніе божествен¬
наго Писанія ободряетъ и оживляетъ скорбящія и одержимыя пе¬
чалію души, уничтожая силу и жаръ скорби, и доставляя утѣ¬
шеніе, которое пріятнѣе п сладостнѣе всякой тѣни. И дѣйстви¬
тельно, оно доставляетъ намъ великое утѣшеніе, не только въ
потерѣ имущества, не только въ утратѣ дѣтей, или въ другомъ
подобномъ несчастій, но и въ обстолніяхъ грѣховныхъ. Когда па¬
детъ человѣкъ, уловленный и нивринутый грѣхомъ, когда потомъ
будетъ угрызать его совѣсть, и онъ, непрестанно памятуя о грѣхѣ,
подавляется чрезмѣрною печалію, каждый день горитъ въ огнѣ,
и, не смотря на множество утѣшителей, не получаетъ утѣшенія,
тогда, войдя въ церковь и услышавъ, что многіе изъ святыхъ
послѣ паденія возстали и снова вошли въ прежнюю славу, — не-
иримѣтно получаетъ утѣшеніе. Притомъ людямъ мы, согрѣшивъ,
часто не смѣемъ и открыть своего грѣха, потому что намъ стыдно
н совѣстно; а если н откроемъ, то не получимъ такой пользы. Но когда Ногъ утѣшаетъ и касается нашего сердца, тогда сей- ;<ло
часъ убѣжитъ всякая сатанинская печаль. Для того и описаны
намъ паденія праведныхъ, чтобы и добродѣтельные, и грѣшники
получали отъ ннхъ величайшую пользу. Грѣшникъ не приходитъ
въ отчаяніе м безнадежность, видя, что другой палъ и однакожъ
могъ опять возстать; а добродѣтельный будетъ ревностнѣе и бла¬
гонадежнѣе: когда онъ увидитъ, что многіе изъ тѣхъ, которые
гораздо лучше его, пали, то, вразумляемый страхомъ ихъ паденія,
будетъ всегда бдителенъ и покажетъ великую внимательность въ
самому себѣ. И такимъ образомъ, одинъ, у совершаясь въ добро¬
дѣтели, а другой, грѣшникъ, избавляясь отъ отчаянія, первый бу¬
детъ стоять твердо, а послѣдній скоро возвратится въ то состояніе,