Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА о тонъ, что говорить къ народу съ угодливостію опасно какъ
для тѣхъ, кто говоритъ, танъ и для тѣхъ, кто ихъ слушаетъ, и
что рѣчь противъ собственныхъ прегрѣшеній—полезна и является
величайшею справедливостью. ДОСТАТОЧНО, л думаю, мы недавно нападали на васъ, и при- «63
чинили вамъ очень глубокую рану. Слѣдовательно, сегодня не¬
обходимо предложить врачеваніе и доставить болѣе пріятныя лѣ¬
карства. Это—наилучшій способъ врачеванія: не только рѣзать,
но и перевязывать раны; зто—достойный удивленія законъ наставле¬
нія: не только порицать, но н увѣщевать и утѣшать. Такъ повелѣлъ
и Павелъ: обличи, запрети, умоли (2 Тим. іѵ, 2). И если кто
всегда утѣшаетъ, то этимъ дѣлаетъ слушателей болѣе безпечными;
и если только порицаетъ, то дѣлаетъ ихъ болѣе ожесточенными,
потому что, не имѣя возможности перенести бремя непрерывныхъ
обличеній, они тотчасъ поспѣшно убѣгаютъ. Поэтому должно, чтобъ
былъ какой-нибудь разнообразный способъ наставленія. Итакъ,
поелику въ предшествующій день рѣчь очень сильно огорчила умъ
каждаго, сегодня намъ необходимо болѣе ласковое наставленіе, и
на огорченія, происшедшія отъ обличеній, необходимо накапать,
какъ бы елей, ласковость рѣчи, сначала напомнивъ вамъ о самыхъ
обличеніяхъ. Недавно мы прочитали вамъ постановленіе Павла относительно
общенія въ таинствахъ, предназначенное для всѣхъ, посвященныхъ
въ таинства. Законъ же былъ таковъ,—вѣдь ничто не препятствуетъ
и теперь снова прочитать его: да искушаетъ каждый себе, и тако
отъ хлѣба да ястъ, и отъ чаши да піетъ (1 Кор. хі, 28). Посвя¬
щенные въ таинства знаютъ, чтЬ говоримъ, и какой это—хлѣбъ,
какая—чаша. Ядый бо и піяй, говоритъ (Писаніе), недостойна
Господа, повиненъ будетъ тѣлу и крови Господни (—29, 27). Мы
прочитали вамъ этотъ законъ; изъяснили и смыслъ изреченія. Мы
сказали, чтб значитъ: повиненъ будетъ тѣлу и крови Господни,—
что онъ понесетъ то же наказаніе, какое потерпятъ распявшіе
Христа. Бакъ тѣ, говоритъ, убійцы сдѣлались повинными въ крови,
такъ и эти, недостойно причащающіеся таинствъ; это именно и
значитъ: повиненъ будетъ тѣлу и крови Господни. Кавадось, что
сказанное страдаетъ большимъ преувеличеніемъ, и угроза эта не¬
стерпима; мы присоединили и размышленіе, съ помощію примѣра,
имѣющее большое соотвѣтствіе. Подобно тому, говорилъ я, какъ