Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО ПРОТИВЪ УПИВАЮЩИХСЯ. 475 тогда, когда вн постились, я говорилъ вамъ, что постясь можно
не поститься,—такъ и теперь говорю, что можно не постясь по¬
ститься. Можетъ быть, отп слова кажутся загадкою, но я приведу
и разрѣшеніе вопроса. Какъ . можно постясь не поститься? Это
бываетъ тогда, когда кто-нибудь воздерживается отъ яствъ, а не
воздерживается отъ грѣховъ. Какъ можно не постясь поститься?
Это бываетъ^ тогда, 'когда кто-нибудь вкушаетъ пищу, но не услаж¬
дается грѣхомъ. Этотъ постъ лучше того, и не только лучше, но
и легче; во время того поста многіе ссылались на свою тѣлесную
слабость, на жестокій зудъ: я весь въ чесоткѣ, говорили они, не
могу выносить неомовенія; питье воды мнѣ вредно; я не могу
употреблять въ пищу овощей. Много такого слышалъ я тогда
отъ многихъ; а при этомъ постѣ нельзя сказать ничего подобнаго.
Пользуйся омовеніями, участвуй въ трапезѣ, употребляй вино
умѣренно, н если хочешь вкушать мясо, никто не препятствуетъ;
пользуйся всѣмъ, но только воздержись отъ грѣха. Видишь ли,
какъ этотъ постъ легокъ для всѣхъ? При немъ нельзя ссылаться
на слабость тѣлесную; это—чистое дѣло души. Можно и не пивши
вина быть пьянымъ, равно можно пить вино н быть трезвымъ. А что бываетъ опьяненіе бевъ вина, послушай пророка, который
говоритъ: горе, піяніи безъ вина (Иса. ххѵіп, 1). Бакъ можно
упиваться безъ вина? Когда ты не будешь умѣрять необуздан¬
ности страстей благочестивымъ размышленіемъ. Можно пить вино
и не быті пьянымъ; если бы это было невозможно, то Павелъ въ
посланіи въ Тимоѳею не далъ бы такого предписанія: мало вина
пріемли, сто»мха ради твоего и частыхъ твоихъ недуговъ (1 Тим. г, 23). Опьяненіе есть не что иное, какъ неестественное изступ¬
леніе души, извращеніе помысловъ, недостатокъ разсужденія, от¬
сутствіе соображенія. А это происхбдитъ не отъ одного опьяненія
виномъ, но н отъ опьяненія гнѣвомъ н непристойною похотью.
Бакъ горячку производитъ и безсонница, производитъ и изнуреніе, 434
производитъ и уныніе, производятъ и испорченные соки и раз¬
личныя причины, а страданіе и болѣвнь бываетъ одна и та же,
такъ и здѣсь: опьяненіе происходитъ и отъ вина, происходитъ
и отъ похоти, происходитъ и отъ испорченныхъ соковъ и отъ
различныхъ причинъ, а страданіе и болѣзнь одна и та же.
Будемъ же воздерживаться отъ пьянства; не говорю: будемъ воз¬
держиваться отъ вина, но: будемъ воздерживаться отъ пьянства. Не отъ вина происходитъ пьянство,—вино есть созданіе Божіе,
а созданіе Божіе не причиняетъ ничего худаго,—но порочная
воля производитъ пьянство. А что можно упиваться и иначе, не
однимъ виномъ, послушай, что говоритъ Павелъ: не упивайтеся ви-
нола, выражая, что можно упиваться и иначе, не упивайтеся