Греческий язык библейских текстов

Греческий язык библейских текстов. Κοινή. - М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2013. — 176 с.

2013

Содержание

От редактора

Глава I. Κοινή

Глава II. Библейский язык

Глава III. Особенности библейского языка сравнительно с аттическим

Глава IV. Язык христианской Церкви после Апостолов

Глава V. Необходимость изучения греческого языка для богословов

Глава VI. Литература

Избранные труды С.И. Соболевского

Греческий язык Нового Завета. Библиография

Содержание

OCR
πουλύπους (название рыбы), варварских, например, άρραβών
«задаток» (залог, слав, «обручение»). Поэтому заметка того
неизвестного автора, будто аттическое наречие представляет собой
какую-то смесь из всех языков [диалектов], вероятно, сильно
грешит против истины: до времени Александра Македонского и
даже до самого конца IV века афинский народ все-таки сохранял,
по крайней мере в Аттике, родной язык в значительной чистоте. С половины IV века в судьбы Греции вмешивается новый
деятель — Македония. Под знаменами Александра Македон¬
ского все полисы Эллады соединились во имя одного общего
дела. Благодаря ему и его преемникам эллинизм разносится и
отчасти насаждается от Нила до Инда; в сферу греческого
влияния втягиваются варвары, и греческая речь слышится из уст
египтян, сирийцев и евреев2; первым осязательным последствием
этого объединения Греции было в области языка образование
так называемого «общего наречия» — ή κοινή διάλεκτος, ή κοινή
συνήθεια или просто ή κοινή. Определение ποινή Впрочем, понятие ή κοινή (διάλεκτος) определялось как в
древние, так и в новые времена различными учеными различ¬
но: одни — как древние, так и новые ученые — понимали под
этим! термином письменный, литературный язык, на кото¬
ром образованные люди (оі πεπαιδευμένοι) также и говорили,—
την άστειοτέραν και φιλόλογον συνήθειαν (Sextus Empiricus. Ad¬
versus grammaticos, § 235); другие — новые ученые — понимают
термин κοινή как разговорный язык простых, необразованных
людей; древние ученые выражались об этом языке довольно
презрительно — ή έπιπολάζουσα φωνή, ή ιδιωτική, ιδιωτικόν, 2 См. об этом и у Professor John Pentland Mahaffy. The Progress of
Hellenism in Alexander’s Empire. Chicago, London, 1905; а также у P. Corssen.
Uber Begriff und Wesen des Hellenismus в «Zeitschrift für die neutestamentliche
Wissenschaft», IX (1908), 2. S. 81-95. — Я.Я. Г 14