πουλύπους (название рыбы), варварских, например, άρραβών
«задаток» (залог, слав, «обручение»). Поэтому заметка того
неизвестного автора, будто аттическое наречие представляет собой
какую-то смесь из всех языков [диалектов], вероятно, сильно
грешит против истины: до времени Александра Македонского и
даже до самого конца IV века афинский народ все-таки сохранял,
по крайней мере в Аттике, родной язык в значительной чистоте. С половины IV века в судьбы Греции вмешивается новый
деятель — Македония. Под знаменами Александра Македон¬
ского все полисы Эллады соединились во имя одного общего
дела. Благодаря ему и его преемникам эллинизм разносится и
отчасти насаждается от Нила до Инда; в сферу греческого
влияния втягиваются варвары, и греческая речь слышится из уст
египтян, сирийцев и евреев2; первым осязательным последствием
этого объединения Греции было в области языка образование
так называемого «общего наречия» — ή κοινή διάλεκτος, ή κοινή
συνήθεια или просто ή κοινή. Определение ποινή Впрочем, понятие ή κοινή (διάλεκτος) определялось как в
древние, так и в новые времена различными учеными различ¬
но: одни — как древние, так и новые ученые — понимали под
этим! термином письменный, литературный язык, на кото¬
ром образованные люди (оі πεπαιδευμένοι) также и говорили,—
την άστειοτέραν και φιλόλογον συνήθειαν (Sextus Empiricus. Ad¬
versus grammaticos, § 235); другие — новые ученые — понимают
термин κοινή как разговорный язык простых, необразованных
людей; древние ученые выражались об этом языке довольно
презрительно — ή έπιπολάζουσα φωνή, ή ιδιωτική, ιδιωτικόν, 2 См. об этом и у Professor John Pentland Mahaffy. The Progress of
Hellenism in Alexander’s Empire. Chicago, London, 1905; а также у P. Corssen.
Uber Begriff und Wesen des Hellenismus в «Zeitschrift für die neutestamentliche
Wissenschaft», IX (1908), 2. S. 81-95. — Я.Я. Г 14