Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения

Н. Селезнев. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002.

2002

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

ОСНОВНЫЕ АВТОРЫ И ДОКУМЕНТЫ

Афраат (р. между 270 и 285 - † 345)

Мар Апрам Сурйайа (Ефрем Сирин)

Диодор Тарсский

Феодор Мопсуестийский

Мар Нарсай

Несторий

Юстиниан и собеседования с богословами Церкви Востока 562 года

Мар Баввай Рабба

Мар Баввай и Сахдона

Сахдона и Мар Йшо'йав III католикос

Христология восточных документов

Соборные акты Церкви Востока

Католикос Мар Тимате’ос I

Мар Элийа Бар Шинайа, митрополит Нисивинский

Мар Авдишо' Бар Бриха, митрополит Нисивинский и Армянский

Церковь Востока и Рим

Опыт Англиканской Миссии

Общая христологическая декларация

Литургические свидетельства

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ХРИСТОЛОГИИ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

SUMMARY

OCR
Китайские документы 97 В контексте синтеза Мар Баввая становится более по¬
нятным как была воспринята Церковью Востока мысль
« греческих учителей » — Диодора, Феодора и Нестория, сочи¬
нениями которых Мар Баввай, несомненно, располагал. В них
привлекала прежде всего общность сотериологического под¬
хода и метода, изначально принятого в экзегезе и богословии
арамейского христианства, но разработанного в связи с поня¬
тиями и приемами грекоязычной школы. Само соединение в
лице «греческих учителей» арамейского менталитета и
« эллинистического » влияния, приведшее в случае с Нестори-
ем к конфликту с тем сплавом, который возник в результате
взаимодействия христианского «эллинизма» с восприятием
евангельской проповеди в Египте, поначалу не могло не ка¬
заться привлекательным. Конфликтная ситуация, сложившая¬
ся вокруг Нестория и дальнейший ход событий в греко-рим¬
ской империи, свидетельствующий о все большем принятии
ею александрийской формы ортодоксии, оттолкнула Церковь
Востока от стремления к взаимодействию с грекоязычным
христианством, но не побудило ее к самозамыканию. Послед¬
нее очевидно из дальнейших взаимоотношений с арабским и
монгольским М1рами в сфере влияния которых впоследствии
оказывалась территория традиционного обитания Церкви Вос¬
тока, а также из результатов взаимодействия с различными
культурами на протяжении Великого шелкового пути, по ко¬
торому шло расширение этой Церкви на Восток. Христология восточных документов Китайские документы Наиболее известный китайский христианский памятник —
стела 781 г. с выбитым на ней текстом Дацинь-цзинцзяо-люсин-
Чжунго-бэй «Памятник распространения сияющей религии из Да-
цинь в Китае» была обнаружена в пригороде Сиани в 1625 г.
Сюйтин-мишисо-цзинъ «Канон Иисуса Мессии» был куплен япон¬
ским профессором Дзюндзи Такакусу в 1922 г. в Токио. И-шень-лунь
«Трактат о Единобожии» был приобретен в Китае в 1916 г. япон¬
ским профессором Кэндзо Томеока. Два китайских христианских
текста — Санъ-вэй-мэн-ду-цзанъ « Гимн Святой Троице » и Цзунь-