24 История изучения Церкви Востока Особенно значимыми с точки зрения доктринального
взаимопонимания следует считать богословские собеседова¬
ния, организованные консультативным центром Pro Oriente,
приведшие к подписанию в 1994 г. католикосом-патриархом
Мар Дынхой IV и папой Иоанном-Павлом И «Общей христо-
логической декларации», оригинальный текст которой был
составлен на сирийском языке54. Богословские собеседования
по ключевым вопросам продолжаются55. История изучения Церкви Востока
в России Не лишено смысла выделение истории изучения Церк¬
ви Востока в России в отдельную подглаву, хотя надо отме¬
тить, что отечественные исследования в своих циклах в ос¬
новном совпадали с м1ровыми. Россия и Церковь Востока « встречались» в истории
всего несколько раз. Первой встречей, чисто « теоретической »
можно считать восприятие от греков при Крещении сложив¬
шегося у них представления о « восточных ». Сюда относится
одновременно как почитание ранних отцов восточно-сирий¬
ской традиции — Мар Йа'кова Нисивинского, Мар Афраата,
преп. Ефрема, а также персидских мучеников и исповедников,
так и отвержение всего дальнейшего развития этой традиции,
обвиненной в « несторианстве ». Второй встречей спустя века, на этот раз уже реальной,
было столкновение с монголами, значительная часть которых,
как известно, принадлежала к Церкви Востока, но свиде¬
тельств о каких-либо взаимоотношениях в церковном смысле
практически не сохранилось. Робкие исследования на этот
счет основываются на догадках56. Достойны упоминания, но мало информативны для
нашего предмета старообрядческие легенды о « Беловодье ». В 54 Частное письмо о Бернара Дюпюи от 29 января 1998 г.; Сир. текст декла¬
рации // The Messenger ( ). Issue Number 11, March 31, 1995, pp. 43-45. ” Syriae Dialogue I-IV, 1994-2001. •6 Вернадск1й, 1929; Гумилев, 1970.