Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения

Н. Селезнев. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002.

2002

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

ОСНОВНЫЕ АВТОРЫ И ДОКУМЕНТЫ

Афраат (р. между 270 и 285 - † 345)

Мар Апрам Сурйайа (Ефрем Сирин)

Диодор Тарсский

Феодор Мопсуестийский

Мар Нарсай

Несторий

Юстиниан и собеседования с богословами Церкви Востока 562 года

Мар Баввай Рабба

Мар Баввай и Сахдона

Сахдона и Мар Йшо'йав III католикос

Христология восточных документов

Соборные акты Церкви Востока

Католикос Мар Тимате’ос I

Мар Элийа Бар Шинайа, митрополит Нисивинский

Мар Авдишо' Бар Бриха, митрополит Нисивинский и Армянский

Церковь Востока и Рим

Опыт Англиканской Миссии

Общая христологическая декларация

Литургические свидетельства

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ХРИСТОЛОГИИ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

SUMMARY

OCR
24 История изучения Церкви Востока Особенно значимыми с точки зрения доктринального
взаимопонимания следует считать богословские собеседова¬
ния, организованные консультативным центром Pro Oriente,
приведшие к подписанию в 1994 г. католикосом-патриархом
Мар Дынхой IV и папой Иоанном-Павлом И «Общей христо-
логической декларации», оригинальный текст которой был
составлен на сирийском языке54. Богословские собеседования
по ключевым вопросам продолжаются55. История изучения Церкви Востока
в России Не лишено смысла выделение истории изучения Церк¬
ви Востока в России в отдельную подглаву, хотя надо отме¬
тить, что отечественные исследования в своих циклах в ос¬
новном совпадали с м1ровыми. Россия и Церковь Востока « встречались» в истории
всего несколько раз. Первой встречей, чисто « теоретической »
можно считать восприятие от греков при Крещении сложив¬
шегося у них представления о « восточных ». Сюда относится
одновременно как почитание ранних отцов восточно-сирий¬
ской традиции — Мар Йа'кова Нисивинского, Мар Афраата,
преп. Ефрема, а также персидских мучеников и исповедников,
так и отвержение всего дальнейшего развития этой традиции,
обвиненной в « несторианстве ». Второй встречей спустя века, на этот раз уже реальной,
было столкновение с монголами, значительная часть которых,
как известно, принадлежала к Церкви Востока, но свиде¬
тельств о каких-либо взаимоотношениях в церковном смысле
практически не сохранилось. Робкие исследования на этот
счет основываются на догадках56. Достойны упоминания, но мало информативны для
нашего предмета старообрядческие легенды о « Беловодье ». В 54 Частное письмо о Бернара Дюпюи от 29 января 1998 г.; Сир. текст декла¬
рации // The Messenger ( ). Issue Number 11, March 31, 1995, pp. 43-45. ” Syriae Dialogue I-IV, 1994-2001. •6 Вернадск1й, 1929; Гумилев, 1970.