46 Феодор Мопсуестийский стова как « плоть ». Диодор не разрабатывал концепции соеди¬
нения совершенного Божества и совершенного Человечества.
Опираясь во многом на выработанные им принципы этой про¬
блемой будет заниматься его ученик — Феодор Мопсуестий¬
ский. Феодор Мопсуестийский Наиболее ранние собрания фрагментов его догматико-по¬
лемических сочинений находятся в Деяниях V вселенского собора, в
сочинении Факунда «В защиту трех глав» и в сочинении Леонтия
Византийского «Против несториан и евтихиан»131. Комментарий на XII малых пророков сохранился благодаря
своей ценности как экзегетического исследования, а комментарий на
малые послания ап. Павла — благодаря тому, что долгое время был
известен под именем Амвросия Медиоланского. Ассемани отмечал, что в Ватиканской библиотеке сохрани¬
лись сирийские версии ряда произведений Феодора: его литургия,
« Вопросы на Писание », « Вопросы и ответы » и гимны132. В середине XIX в. в коллекциях монофизитских рукописей
П. де Лагардом и Э. Захау были обнаружены и изданы в значитель¬
ном количестве сирийские фрагменты сочинений Феодора133. В начале XX века были обнаружены восточно-сирийские
переводы некоторых, считавшихся утраченными, работ Феодора, что
подтолкнуло к более тщательному изучению его наследия и пере¬
смотру устоявшихся взглядов. Когда исследователями были сопос¬
тавлены новонайденные сочинения с уже известными, использовав¬
шимися как основание для осуждения Феодора, возник вопрос о
справедливости и обоснованности этого осуждения. Феодор был выдающимся представителем Антиохий¬
ской школы экзегезы и богословия, всецело преданным сло¬
жившимся в ней историко-филологическим герменевтическим
принципам. В его сочинениях этот метод достиг той степени 131 Leont. Byzant., Contra Nestorianos et Eutychianos. 3 vols. MlGNE, PG, 86, I. 132 ASSEMANUS, Bibliotheca Orientalis, III. I. coi. 30, not. I. 133 deLagarde, 1858; Sachau, 1869.