Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения

Н. Селезнев. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002.

2002

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

ОСНОВНЫЕ АВТОРЫ И ДОКУМЕНТЫ

Афраат (р. между 270 и 285 - † 345)

Мар Апрам Сурйайа (Ефрем Сирин)

Диодор Тарсский

Феодор Мопсуестийский

Мар Нарсай

Несторий

Юстиниан и собеседования с богословами Церкви Востока 562 года

Мар Баввай Рабба

Мар Баввай и Сахдона

Сахдона и Мар Йшо'йав III католикос

Христология восточных документов

Соборные акты Церкви Востока

Католикос Мар Тимате’ос I

Мар Элийа Бар Шинайа, митрополит Нисивинский

Мар Авдишо' Бар Бриха, митрополит Нисивинский и Армянский

Церковь Востока и Рим

Опыт Англиканской Миссии

Общая христологическая декларация

Литургические свидетельства

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ХРИСТОЛОГИИ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

SUMMARY

OCR
Несторий 67 Несторий Обзор христологической позиции Нестория не может
занимать сколь-нибудь значительного места в данной работе
по целому ряду причин. Наиболее существенной является то,
что принципиальные положения рассматриваемой здесь хри-
стологии Церкви Востока были заложены еще до константи¬
нопольского конфликта. Имя Нестория в официальных веро¬
учительных документах встречается впервые только в 612 го¬
ду. Его осуждение на Эфесском соборе было отвергнуто, пре¬
жде всего, из-за пренебрежительного отношения к «восточ¬
ным » епископам, проявленного этим собором, и под влиянием
того факта, что учителем Нестория был Феодор Мопсуестий-
ский, фигура олицетворявшая тогда православие всей анти¬
охийской традиции богословия. Когда же худшие опасения
« восточных » подтвердились, и стало ясно, что вслед за Не-
сторием « Запад » отвергает всю Антиохийскую Школу, он
был провозглашен одним из «Греческих Учителей» —
малъпанэ йавнайё. Впрочем, в свете позднейших исследова¬
ний, посвященных Несторию и Антиохийской Школе, очевид¬
но, что воспринимался он на грекоязычном « Западе » и сиро¬
язычном « Востоке » по-разному. Отметим здесь некоторые «скандальные» моменты,
которые в контексте восточно-сирийской традиции могли вы¬
глядеть приемлемыми. В некоторых местах своего оправдательного трактата
— « Книги Гераклида»— Несторий говорит о двух ярсхтсотюц197,
в некоторых — об одной. Вопрос, следовательно, заключается
не в том, сколько же на самом деле он исповедовал « лиц » во
Христе, но в том, чтобы понять то, что он таким образом пы¬
тается сказать. Уже у Феодора четко видно, что с момента введения
понятия яроасояоу в богословский контекст оно приобретает
глубину, npoocorcov может быть « естественной», то есть со¬
ставлять совокупность уникальных черт, или иметь онтологи¬ 197 дв.ч.