Несторий 67 Несторий Обзор христологической позиции Нестория не может
занимать сколь-нибудь значительного места в данной работе
по целому ряду причин. Наиболее существенной является то,
что принципиальные положения рассматриваемой здесь хри-
стологии Церкви Востока были заложены еще до константи¬
нопольского конфликта. Имя Нестория в официальных веро¬
учительных документах встречается впервые только в 612 го¬
ду. Его осуждение на Эфесском соборе было отвергнуто, пре¬
жде всего, из-за пренебрежительного отношения к «восточ¬
ным » епископам, проявленного этим собором, и под влиянием
того факта, что учителем Нестория был Феодор Мопсуестий-
ский, фигура олицетворявшая тогда православие всей анти¬
охийской традиции богословия. Когда же худшие опасения
« восточных » подтвердились, и стало ясно, что вслед за Не-
сторием « Запад » отвергает всю Антиохийскую Школу, он
был провозглашен одним из «Греческих Учителей» —
малъпанэ йавнайё. Впрочем, в свете позднейших исследова¬
ний, посвященных Несторию и Антиохийской Школе, очевид¬
но, что воспринимался он на грекоязычном « Западе » и сиро¬
язычном « Востоке » по-разному. Отметим здесь некоторые «скандальные» моменты,
которые в контексте восточно-сирийской традиции могли вы¬
глядеть приемлемыми. В некоторых местах своего оправдательного трактата
— « Книги Гераклида»— Несторий говорит о двух ярсхтсотюц197,
в некоторых — об одной. Вопрос, следовательно, заключается
не в том, сколько же на самом деле он исповедовал « лиц » во
Христе, но в том, чтобы понять то, что он таким образом пы¬
тается сказать. Уже у Феодора четко видно, что с момента введения
понятия яроасояоу в богословский контекст оно приобретает
глубину, npoocorcov может быть « естественной», то есть со¬
ставлять совокупность уникальных черт, или иметь онтологи¬ 197 дв.ч.