Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения

Н. Селезнев. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002.

2002

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

ОСНОВНЫЕ АВТОРЫ И ДОКУМЕНТЫ

Афраат (р. между 270 и 285 - † 345)

Мар Апрам Сурйайа (Ефрем Сирин)

Диодор Тарсский

Феодор Мопсуестийский

Мар Нарсай

Несторий

Юстиниан и собеседования с богословами Церкви Востока 562 года

Мар Баввай Рабба

Мар Баввай и Сахдона

Сахдона и Мар Йшо'йав III католикос

Христология восточных документов

Соборные акты Церкви Востока

Католикос Мар Тимате’ос I

Мар Элийа Бар Шинайа, митрополит Нисивинский

Мар Авдишо' Бар Бриха, митрополит Нисивинский и Армянский

Церковь Востока и Рим

Опыт Англиканской Миссии

Общая христологическая декларация

Литургические свидетельства

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ХРИСТОЛОГИИ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

SUMMARY

OCR
Мар Баввай Рабба и Сахдона 87 cnNoxji ’дЛ. о\ бчоо|^ ^oupLN. V ^ iдэн мыттул хдайута дахват ле (ам ’нашутэн 244; ioixjaoX Йалдат Алаха дэн мыттул дамхаиед л- барнашэн 245. Мар Баввай и Сахдона «Книга совершенства» Сахдоны содержит специальную
главу, посвященную «истинной вере и неповрежденному исповеда¬
нию православия»244 245 246, большая часть которой представляет собой
христологические рассуждения. Богословская мысль Сахдоны всецело опирается на
апостола Павла, и свои христологические положения он воз¬
водит к картине Божественного умаления, представленной
апостолом в его послании к Филипийцам (2:6-11). Слово Бо¬
жие, Которое, уничижив Себя <лх4и), « то есть, — поясня¬
ет Сахдона, — сокрыв славу Своего Божества, сошло к нам ».
Его снисхождение, однако, подчеркивает он, не означало ни¬
какого « перемещения ». « Сойдя с Небес, Он не сместил Себя,
ибо Он там, и на земле, и во всяком месте без ограничения »247.
Снисхождение Слова также не означало какой-то перемены в
Нем, в том смысле, что Оно стало тем, чем не было (и, следо¬
вательно, перестало быть Тем, Кем было), но пребывая (a^i) в
человечестве, Слово оставалось неизменным248. С самого момента Архангельского благовестил, — го¬
ворит Сахдбна, — Слово соединилось с человеческой приро¬
дой, что означало принятие Им « образа раба », и пребывало в
ней так, что не было ни малейшего момента, когда человече¬
ская природа существовала бы сама по себе249. И та и другая 244 Цит. по: Chediath, 1994, р. 166; 1995, р. 94. 245 Цит. по: Chediath, 1994, р. 166; 1995, р. 94. 246 Bedjan, 1902, рр. 156-179 (особ. 165-175). 247 BEDJAN, 1902, р. 172, 15-17. 248 BEDJAN, 1902, р. 167,20-21 249 BEDJAN, 1902, р. 166, 4-5.