Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения

Н. Селезнев. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002.

2002

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

ОСНОВНЫЕ АВТОРЫ И ДОКУМЕНТЫ

Афраат (р. между 270 и 285 - † 345)

Мар Апрам Сурйайа (Ефрем Сирин)

Диодор Тарсский

Феодор Мопсуестийский

Мар Нарсай

Несторий

Юстиниан и собеседования с богословами Церкви Востока 562 года

Мар Баввай Рабба

Мар Баввай и Сахдона

Сахдона и Мар Йшо'йав III католикос

Христология восточных документов

Соборные акты Церкви Востока

Католикос Мар Тимате’ос I

Мар Элийа Бар Шинайа, митрополит Нисивинский

Мар Авдишо' Бар Бриха, митрополит Нисивинский и Армянский

Церковь Востока и Рим

Опыт Англиканской Миссии

Общая христологическая декларация

Литургические свидетельства

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ХРИСТОЛОГИИ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

SUMMARY

OCR
Уйгурский фрагмент 105 щее из «пяти свойств»313. Таким образом, выражение «пять
свойств », очевидно, указывает на тело с его чувствами и спо¬
собностями, посредством которых действует душа. Человек
состоит из совокупности « пяти свойств » и души314. Из выражений, относящихся ко Христу, видно, что
«пять свойств» означают прежде всего Его тело. «Мессия
претерпел смерть в Своем теле из пяти свойств» — читаем
мы. В повествовании о Воскресении говорится: « Они тут же
пошли ко гробу искать [Его] пять свойств, но не нашли ниче¬
го»315. В этих же фразах видно традиционное для Церкви Вос¬
тока отнесение страданий и смерти Христа к Его Человечеству
и, точнее, к телу. Выражение « пять свойств » фигурирует так¬
же в тех местах, где речь идет о Рождестве. Иначе говоря, оно
появляется тогда, когда говорится о Христе, проявлявшем Се¬
бя как Человек. Уйгурский фрагмент « О поклонении волхвов » Данный фрагмент чрезвычайно ценен и интересен не
только как памятник христианской культуры Центральной
Азии, но и как свидетельство о вероучении Церкви Востока,
воспринятом одним из тюркских народов. Он был найден в селении Булайик (Буларык) и издан в
1908 году Фридрихом В.К.Мюллером316 317. В 1951 году С.Е.Малов
включил этот текст с приложением русского перевода в хре¬
стоматию древних тюркских текстов31 . Фрагмент представляет собой пересказ повествования
о посещении волхвами (магами) с Востока Младенца Христа,
заимствованный, судя по характеру повествования, из апок¬
рифического Евангелия от Иакова и дополненный сложив¬
шейся уже в Туркестане легендой. Ниже приводится основная
часть данного фрагмента. 3,3 Saeki, 1951, рр. 179. зм Saeki, 1951, рр. 181. 315 Saeki, 1951, рр. 214,217. 3,6 M0LLER, 1908, SS. 5-10 317 Малов. 1951, С. 131-138.