Ефрем Сирин 35 телесность Адама и Христа соответственно самым глубоким
образом, до такой степени, что одно присуще (кйан) грешному
Адаму, и другое — смиренному Христу. « Слава », по Афраату,
присуща (кйан) телесности Христа, воспринятой Им от нас,
поскольку она присуща Сыну, пришедшему из славы Отца и
воспринявшего нашу телесность9'. Архаичная христология Афраата, выводимая не из фи¬
лософско-богословских рефлексий, а из духовно-аскетиче¬
ского опыта ранней Церкви, обогащает картину в высшей сте¬
пени значительного периода развития богословия и, в частно¬
сти, христологии. В своем основном содержании оно ориенти¬
ровано в большей мере назад, чем вперед. Тем не менее, во¬
круг центрального понятия Афраата кйан будет складываться
вся дальнейшая история богословия в Сирии, а образы и вы¬
ражения, использованные им, прочно войдут в богословский
язык его Церкви. Мар Апрём Сурйайа (Ефрем Сирин) Ефрем Сирин — отец Церкви, почитаемый всеми тре¬
мя ветвями древнего восточного христианства — «мелькитами»,
йаковитами и «восточными». Неопределенность его христо-
логического лексикона и поэтическая парадоксальность его
сочинений позволяет представителям разных исповеданий ви¬
деть и акцентировать в его писаниях моменты, положенные во
главу угла в их христологических системах. Часто они цити¬
руют разные строфы одного и того же произведения и чаще
других его знаменитого «Слова на Рождество Христово по
плоти ». Для нашего исследования особенно ценно отметить,
что наследие Ефрема Сирина всецело принимается Церковью
Востока, и его влияние в этой традиции на сам строй бого¬
словской мысли и литургическое творчество огромно. Мар Апрём не участник собственно христологических
споров, его противники — разного рода гностики. Тем не ме¬
нее, обзор его богословских взглядов дает чрезвычайно цен- *97 Доказательство VI, 9-10, О монахах.