Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения

Н. Селезнев. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002.

2002

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

ОСНОВНЫЕ АВТОРЫ И ДОКУМЕНТЫ

Афраат (р. между 270 и 285 - † 345)

Мар Апрам Сурйайа (Ефрем Сирин)

Диодор Тарсский

Феодор Мопсуестийский

Мар Нарсай

Несторий

Юстиниан и собеседования с богословами Церкви Востока 562 года

Мар Баввай Рабба

Мар Баввай и Сахдона

Сахдона и Мар Йшо'йав III католикос

Христология восточных документов

Соборные акты Церкви Востока

Католикос Мар Тимате’ос I

Мар Элийа Бар Шинайа, митрополит Нисивинский

Мар Авдишо' Бар Бриха, митрополит Нисивинский и Армянский

Церковь Востока и Рим

Опыт Англиканской Миссии

Общая христологическая декларация

Литургические свидетельства

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ХРИСТОЛОГИИ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

SUMMARY

OCR
74 Мар Баввай Рабба Мар Баввай Рабба Основной богословский труд Мар Баввая — « Книга Един¬
ства » (Мы ’мре 'ал алахута в 'ал ’нашута в 'ал парсдпа да-хдайута)
— был издан Артуром Васхальде в 1915 г., с параллельным латин¬
ским переводом204. Среди работ, посвященных богословским взгля¬
дам Мар Баввая выделяются исследования, предпринятые Луизой
Абрамовски205, усилиями которой сравнительно недавно был также
опубликован ранее неизвестный фрагмент трактата Мар Баввая206, и
ректором маланкара-католической семинарии в Тривандруме (Кера¬
ла) о. Гиваргисом Чедьятом207. Как типичный и выдающийся представитель арамей¬
ской богословской школы, Мар Баввай традиционно начинает
свой труд с утверждения того, что Тайна Божественного Су¬
щества всегда пребывает за пределами постижения208, и только
вера позволяет установить связь с Богом209. Столь же невыра¬
зимой остается и Тайна Боговоплощения. Несомненно, что в
первых главах своего произведения Мар Баввай опирался на
« Катехетические наставления » Феодора Мопсуестийского. Мар Баввай принимает как данное исповедание един¬
ства двух природ во Христе210. Слово, Вторая Кнбма Пресвя¬
той Троицы, — пишет он, — соединилось с нашим человече¬
ством. Во время архангельского приветствия во чреве Пребла-
гословенной Девы Марии божество и человечество навсегда и
совершенно соединились в одном Лице Сыновства (ja©^
Ьо&э? парсдпа да-брута) Второй Кнбмы Пресвятой Троицы.
Баввай абсолютно убежден в предельно тесном и неразрывном
единстве природ во Христе. То, что Сын единственный и уни¬ 204 Vaschalde, 1915; Английский перевод «Книги Единства» был выполнен
еще несколько лет назад хорепископом М. Бёрни, но все еще остается не¬
опубликованным. 205 Abramowski, 1974, 1975. 206 Abramowski, Goodman, 1972,1, рр. 207-209 (сир.), II, рр. xlviii-xlix, 123-
5 (англ.). 207 Chediath, 1982, 1994(1995). 208 Liber de Unione, рр. 3-6/2-5; 20/16. 209 Liber de Unione, pp. 7, 31, 8, 1/6, 24-26. 210 Uber de Unione, pp. 36, 25-28/30, 9-13; 166, 16-22/134, 24-30.