Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения

Н. Селезнев. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002.

2002

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

ОСНОВНЫЕ АВТОРЫ И ДОКУМЕНТЫ

Афраат (р. между 270 и 285 - † 345)

Мар Апрам Сурйайа (Ефрем Сирин)

Диодор Тарсский

Феодор Мопсуестийский

Мар Нарсай

Несторий

Юстиниан и собеседования с богословами Церкви Востока 562 года

Мар Баввай Рабба

Мар Баввай и Сахдона

Сахдона и Мар Йшо'йав III католикос

Христология восточных документов

Соборные акты Церкви Востока

Католикос Мар Тимате’ос I

Мар Элийа Бар Шинайа, митрополит Нисивинский

Мар Авдишо' Бар Бриха, митрополит Нисивинский и Армянский

Церковь Востока и Рим

Опыт Англиканской Миссии

Общая христологическая декларация

Литургические свидетельства

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ХРИСТОЛОГИИ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

SUMMARY

OCR
92 Сахддна и Мар Ишо 'йав boika? JAogSA парсдпа да-брута. Сыновство не сводимо ни к
природе, ни к Кнбме, ибо природа и Кнбма у Сына те же, что
и у Отца и Духа. Как Сын же Он абсолютно уникален. Выра¬
жение же парсдпа кйанаиа у Мар Баввая, в противополож¬
ность Сахдбне, обозначает скорее набор « естественных » про¬
явлений. Уникальное Лицо Сыновства является онтологическим
центром единства природ во Христе. Именно поэтому Мар
Баввай называет ее bou?».? Парсдпа да-хдайута — « Лицо единства ». Усвоение Вечного Лица Сына человеческой
природе, исповедуемое Мар Бавваем, воспринималось Сах-
дбной, в контексте его понимания парсдпы как внешней ха¬
рактеристики, с подозрением во мнимом характере так обо¬
значенного единства27 . У Мар Баввая же усвоение Лица Сы¬
новства связано с безмужним рождением Христа, в котором
Его человечество не имеет природного сыновства « по челове¬
честву », но обретает славное Сыновство в Лице Сына, поэто¬
му единство природ имеет несомненно вечный и нерасторжи¬
мый характер, обусловленный вечным рождением Сына от
Отца. Невозможно же, в конце концов, усомниться в безус¬
ловной онтологичности парсдпа да-брута — Лица Сыновст¬
ва, и предположить, что Оно «мнимое» или «внешнее»...
Кроме того, исповедание соединения природ через усвоение
человеческим естеством Вечного Лица Сына делало возмож¬
ным говорить о совершенстве Человечества во Христе, ибо
если Он обладает конкретной человеческой природой —
кндмой, Его Человечество не абстракция и единство с челове¬
ческим родом не мнимость. Сахддна и Мар Ишд'йав III католикос Противостояние христологической позиции Сахдбны
выразилось не только в произведениях Мар Баввая, но и в по¬
сланиях католикоса Мар Ишб'йава III. В них особенно замет¬
ны те положения в учении о спасении, которые, сформиро¬
вавшись в тесной связи с экзегетическим методом Школ Ан- 270 Bedjan, 1902, р. 171, 10-11.