Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения

Н. Селезнев. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002.

2002

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

ОСНОВНЫЕ АВТОРЫ И ДОКУМЕНТЫ

Афраат (р. между 270 и 285 - † 345)

Мар Апрам Сурйайа (Ефрем Сирин)

Диодор Тарсский

Феодор Мопсуестийский

Мар Нарсай

Несторий

Юстиниан и собеседования с богословами Церкви Востока 562 года

Мар Баввай Рабба

Мар Баввай и Сахдона

Сахдона и Мар Йшо'йав III католикос

Христология восточных документов

Соборные акты Церкви Востока

Католикос Мар Тимате’ос I

Мар Элийа Бар Шинайа, митрополит Нисивинский

Мар Авдишо' Бар Бриха, митрополит Нисивинский и Армянский

Церковь Востока и Рим

Опыт Англиканской Миссии

Общая христологическая декларация

Литургические свидетельства

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ХРИСТОЛОГИИ ЦЕРКВИ ВОСТОКА

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

SUMMARY

OCR
114 Соборные акты Так из имени Христова мы узнаем об Отце и Сыне и Святом
Духе, и из того же [имени] мы [вынесли] понимание о Его Человече¬
стве. В нем — <С. 543> печать всего исповедания Христианства. Собор Мар Йосепа (554 г.) Исповедание веры этого собора, состоявшегося спустя
год после Пятого Вселенского Собора, очень близко Халки-
донскому оросу. В нем фигурируют термины «природы» и
« свойства », но нет упоминаний ни кномы, ни парсопы. Те, кто
говорит о «двух христах» или «двух сынах» подчеркнуто
анафематствуются. Прежде всего, мы сохраняем правое исповедание двух при¬
род во Христе, то есть Его Божества и Его Человечества. И мы со¬
храняем <С. 98> характеристики природ (дшайата), благодаря ко¬
торым мы избавляемся от смешения и нарушения [целостности]
(булбала в-дуввада), перемены и изменения (в-шугнайа в-шухлапа). Мы также сохраняем тройственным число Кнбм в Троице и
мы исповедуем единое истинное и неизреченное единство (хдайута)
в Едином Истинном Сыне Единого Бога, Отца Истины. Тот же, кто думает или говорит о двух христах или двух
сынах или кто, по той или иной причине, по тому или иному умыслу,
поднимает вопрос о четверице, такового мы анафематствовали и
анафематствуем, полагая его членом, отвергнутым всей полнотой
христианства. Собор Мар Хазки ’эля (576 г.) Хотя этот собор не изложил вероопределения, вступ¬
ление к изложению канонов содержит некоторые христологи-
ческие положения. Стоит еще раз отметить отсутствие терми¬
нов кндма и парсопа. В то же время, выражение « Христос во
плоти, познаваемый и исповедуемый в двух природах, Бог и
Человек, Один Сын... » практически совпадают с фразеологи¬
ей Халкидонского веропределения.